Обычный бутерброд с маслом в ближайшее время может превратиться в деликатес. Да что там — он уже в него превратился! «Руспродсоюз» заявил о наценке на сливочное масло в более 70%. Цена одной упаковки масла в московских магазинах начала доходить до 250−270 рублей.
Что происходит с ценами на молоко и молочные продукты? Почему так взлетели цены?
С таким вопросом мы обратились к заместителю правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрию Леонову.
— Причиной подорожания стал рост себестоимости производства, в том числе увеличение затрат на закупку сырого молока и молочных жиров, логистику, упаковку. В производстве сливочного масла присутствуют импортные жиры. Сырье еще в августе показало рост на 10−20% с начала года, логистика — на 30−35%, упаковка — на 10−15%. На цены также влияет рост ключевой ставки, дефицит кадров и проблемы с обслуживанием иностранного оборудования. Не стоит забывать о наценке торговых сетей, которая в среднем составляет более 70%.
«СП»: Сколько сейчас составляют средние розничные цены на масло в стране? И на сколько они выросли с начала года?
— Сейчас средние розничные цены на сливочное масло в стране составляют 1040,7 рублей за кг, что на 20,4% выше, чем в январе. При этом в оптовом сегменте стоимость сливочного масла находится на уровне 606,4 рублей за кг, — резюмировал Дмитрий Леонов.
На самом деле причины происходящего с молочными продуктами в России намного более глубокие. Позвонила в Молочный союз. Говорят, надои молока растут, но народ стал больше зарабатывать, поэтому потреблять стали больше, и мы даже вышли на какой-то исторический максимум потребления молока и молочных продуктов за последние 28 лет.
Молоко — это важно: в нем множество витаминов, без которых человеческий организм попросту не может обойтись. В первую очередь это витамин Д.
Что на самом деле происходит в молочном хозяйстве России? С таким вопросом мы обратились к председателю общественного движения «Федеральный сельсовет» Василию Мельниченко.
— Начнем с того, что у нас мизер коров по всей России: всего 7 миллионов. Коров по всей России режут, содержать их невыгодно, корма дорожают, а закупочные цены — низкие.
В Свердловской области, например, в крестьянских хозяйствах молоко покупают по 30 рублей за литр. А у нас себестоимость 30−35. То есть, чтобы развивать и содержать хозяйство, платить заработную плату средств не хватает.
В Башкирии по 29 рублей за литр закупают. Это официальная средняя цена закупочная по России, по регионам. Но есть большие фирмы, в них в Минсельхозе больше заинтересованы. А есть маленькие фермы, допустим, 70 голов скотины, в них вообще никто не заинтересован. У некоторых молоко закупают по 22−23 рубля за литр. В итоге молока, из которого делают масло, все меньше и меньше становится. Оттого и цены растут.
«СП»: Как вы видите выход из создавшейся ситуации?
— Если не создать кооперативы, то конкурировать Россия с другими странами не сможет. Она и не конкурирует. Она сегодня чуть ли не на последнем месте по потреблению молока в Европе. Это реальность, что бы кто ни говорил. Рынок захватили крупные хозяйства, которые диктуют цены. Я считаю, первое, с чего должен начать Молочный союз, это немедленно раздробить крупные молочные компании, сделать их самостоятельными, чтобы они не управлялись из одного центра, как это делают, например, в Америке и Европе.
«СП»: Может быть, на цену масла влияют импортные добавки, что неизбежно, когда молока не хватает?
— Влияют. Хуже того, добавки разнообразные, и не всегда полезные. После некоторых люди становятся пациентами онкологических центров. Натурального в нынешнем масле почти ничего не осталось, — резюмировал Василий Мельниченко.
Но есть и еще одна проблема, она связана с разрывом между оптовой и отпускной продажей. По мнению экспертов, на повышение цены на масло повлиял и такой фактор, как разбалансировка спроса и продаж.
Где еще, на каком участке производства или сбыта произошел сбой? С таким вопросом мы обратились к независимому эксперту по сельскому хозяйству Александру Корбуту.
— Сливочное масло — это продукт, на потребление которого влияют доходы населения. Заменить его особенно нечем. Доходы у населения увеличились, спрос на масло вырос. Второй фактор — коров у нас действительно режут. По моим данным, несколько крупных фермерских хозяйств за год забили 100 тысяч коров. Тенденция такова: сокращать сельскохозяйственные организации и компенсировать это увеличением надоев молока.
«СП»: Может быть, дело еще и в том, что логистика стала дороже, оборудование импортное достать стало труднее и дороже?
— И это в числе прочего. Но главная проблема в оптово-розничном звене. Ведь масло надо еще довезти, расфасовать, доставить в магазин, который наверняка установит наценку. И вот вся эта цепочка вышла из-под контроля государства. Произошел сбой. Добавьте к этому, что цены растут практически на все — на импортные упаковки, на экологический сбор. То есть настало время вмешаться государству или ФАС, иначе цены на масло и на молочные продукты вообще улетят до небес.
«СП»: Вероятно, в таких условиях встанет вопрос об импорте?
— Действительно, Минсельхоз заговорил о расширении импорта масла. Но тут тоже иллюзий строить не стоит: рубль слабеет, импорт становится дороже, тем более надо учитывать: на мировых рынках масло тоже в последнее время дорожает. Так что в ближайшее время, если только государство не вмешается, цены на масло и молочные продукты заставят за сердце покупателей хвататься.