
тестовый баннер под заглавное изображение
Утром после Старого Нового года в новостях начали мелькать фото трех женщин — Ольги Галактионовой и сестер Екатерины и Елены Проничевых. Дело в том, что первая назначена директором главного национального музея — Третьяковской галереи, хотя только вчера возглавляла Пушкинский музей, вторая отправляется рулить ГМИИ, третья же уходит по собственному желанию. «Что случилось? Праздники прошли слишком бурно?» — недоумевает общественность.

Екатерина Проничева.
Ольга Любимова, которая уже шестой год держится на посту министра культуры, не в первый раз бодрит музейное сообщество после праздников громкими перестановками. Так же неожиданно сменили Зельфиру Трегулову в начале февраля 2023-го на посту директора Третьяковской галереи как раз на Елену Проничеву, младшую из дочерей генерала ФСБ Владимира Проничева. Елена Владимировна ушла в главный национальный музей страны из Политехнического музея, реконструкция которого началась в 2013-м и все никак не заканчивалась.

Елена Проничева.
Здесь уместно будет вспомнить, что тогда, в 2023-м, Елену Проничеву на посту директора Политехнического музея сменил человек не из музейной среды — экономист-хозяйственник Дмитрий Кожанов. Экс-помощнику президента Курчатовского института поставили задачу довести тяжелую стройку в центре Москвы до логического финала, и вот он близок. К весне (если все сложится) Политехнический, блестящий свежей реконструкцией и технологичной начинкой, торжественно покажут президенту. А затем, с высокой долей вероятности, посадят в директорское кресло музейного человека. Хозяйственник тут больше не нужен. Может ли статься, что Елена Проничева вернется туда?
Поживем — увидим. Возможно, Елена Владимировна решила взять паузу. На посту в ГТГ она успела открыть долгострой на Кадашевской набережной, филиалы в Самаре и Калининграде, подготовиться к сложному и долгожданному ремонту корпуса на Крымском Валу и, говорят, приложила руку к перезапуску стройки фондохранилища в Новой Москве. Не сдавала и по выставкам: больше 50 проектов реализовали в 2025 году, и громких немного — среди достойных, например, «Карл Брюллов. Рим—Москва—Петербург».
Елена Проничева — интроверт по натуре. На открытиях выставок Третьяковской галереи она почти не появлялась, что критики ставили ей в укор. Ведь директор — лицо публичное: читает лекции, участвует в тематических дискуссиях, выступает экспертом. Елена Владимировна это все не любит, ей приятнее в тишине кабинета, и оттуда у нее получается результат — по крайней мере, в делах административного толка. Надо думать, мы еще услышим о младшей Проничевой. Дайте время.

Ольга Галактионова.
Прошлый же год Ольга Любимова начала с перестановки в Пушкинском музее. И вот опять. В начале 2025-го там убрали Елизавету Лихачеву, экс-директора Архитектурного музея Щусева, которая всего год успела порулить ГМИИ. Место Лихачевой заняла Ольга Галактионова, до того она четыре года руководила РОСИЗО — музейно-выставочным центром с большими фондами и историей, но скромными выставочными площадями. Назначение Галактионовой в 2021-м в РОСИЗО вызвало вопросы: до того выпускница режиссерского факультета ГИТИСа мастерской Марка Захарова руководила кинокомпанией. Спустя четыре года музейной практики в РОСИЗО, которая ознаменовалась серией довольно дорогих и «киношных» с точки зрения экспозиции проектов, Ольга Галактионова оказалась в ГМИИ, где помимо текущих выставочных задач есть большая административная: довести реконструкцию музейного города до открытия.
По последней информации, озвученной еще Лихачевой незадолго до неожиданного увольнения, сдать музейный долгострой хотят к 2030 году. От неудобного вопроса о реконструкции Галактионова весь год, что правила в ГМИИ, старательно уходила.
Мало знаковых выставок успела сделать Ольга Галактионова в Пушкинском, не считая недавней премьеры выставки Марка Шагала, собранной «гостевым» куратором — Евгенией Петровой из Русского музея, искусствоведом из ряда первооткрывателей русского авангарда, которая ушла из жизни в дни открытия. За год ее руководства в Пушкинском закрылось несколько региональных филиалов, присоединенных (из сети ГЦСИ) к ГМИИ при Марине Лошак. Галактионова оставила два подразделения — Волго-Вятский в Нижнем Новгороде и Сибирский в Томске. Надо ли добавлять, что на местах еще не оправились от перемен? Тем не менее в начале декабря она отчиталась в Минкультуры, что в 2026-м музей планирует более 20 выставок, сенсаций не предвиделось. Говорят, известие застало Ольгу Николаевну в Петербурге, куда она приехала обсуждать выездные проекты ГМИИ. Тем временем по Сети завирусился мем: «Михаил Пиотровский объявил о готовности возглавить Русский музей, в то время как Аллу Манилову, по слухам, уже готовятся отправить на Эрмитаж».
Следующая героиня рокировки — Екатерина Проничева, старшая сестра Елены. Ее рассматривали на Третьяковку еще в 2023-м, когда сняли Трегулову. Но тогда, кажется, было рано отрывать ее от Владимиро-Суздальской земли, которую она только начала окучивать. К январю 2023-го она только год руководила заповедником и успела подготовить отчетный проект — «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», который открылся как раз в Третьяковской галерее и стал событием. С тех пор Проничева-старшая смогла перезагрузить подмосковную сеть музеев, позаботившись о большом (чего стоит важная для примирения научного и церковного лагерей выставка иконы XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение» во Владимире) и малом — дизайне униформы, придуманной Дмитрием Логиновым.
Накануне Нового года Екатерина отчитывалась по уходящему: посещаемость растет (за 2025-й музей-заповедник посетило 1,4 миллиона человек), открылось 38 выставочных проектов (среди них — выставка «Михаил Шебанов. Русский сюжет», картины которого предоставила Третьяковская галерея, выставки Бориса Кустодиева и Василия Поленова в Суздале), а в отреставрированной Благовещенской надвратной церкви Спасо-Евфимиева монастыря появилась экспозиция «Князь Дмитрий Пожарский», современно и чутко рассказывающая древнюю историю. Словом, генеральская дочка без дела не сидела в Суздале.

Алиса Бирюкова. Фото: администрация г.СуздалЬ
Любопытно, что пару месяцев назад Екатерина Проничева взяла к себе в заместители Алису Бирюкову, у которой вышел мэрский срок в Суздале. До того эта артистичная натура (Алиса параллельно учится в ГИТИСе) возглавляла музей «Ленинские Горки», а раньше — департамент культуры Владимирской области. Бирюкову уже назначили исполняющим обязанности директора Владимиро-Суздальского заповедника.
Что 48-летней Екатерине Проничевой, самой опытной из перечисленных музейных кадров, предстоит в Пушкинском?
Самое сложное — музейный городок. Стройка тянется уже 13-й год. Помимо новых корпусов и реконструкции старых планировалось построить «цистерну» глубиной 12 метров, чтобы перевести туда некоторые службы и фонды музея. Однако, по словам Елизаветы Лихачевой, на май 2024 года — директора ГМИИ, от строительства «цистерны» решили отказаться. Оказалось, состояние грунта не позволяло сделать подземный комплекс «хорошо и быстро», и он потребовал бы «космических затрат». Грунтовые воды помешали затее архитектора Юрия Григоряна, отвечающего за музейный городок. Вопрос о «цистерне» и бюджетах повис в воздухе. Отвечать на них теперь Екатерине Проничевой. Ольге Галактионовой предстоит осилить реконструкцию Третьяковки на Крымском Валу, которая должна стартовать в этом году, перевезти постоянную экспозицию, понять этот музей, его климат.
Марина Лошак, директор ГМИИ с 2013-го по 2023-й, говорила: «Главное — это люди». Коллектив Пушкинского — более тысячи сотрудников, в штате Третьяковской галереи — более 2500. Всем им теперь предстоит привыкать к новому, перестраиваться. Как уже было не раз в последние годы шоковых перестановок. Сколько времени понадобится на адаптацию новым директорам и их коллективам? Хватит ли каждой из дам опыта, чтобы рулить музейными махинами, и такта, чтобы сохранить людей и атмосферу? Перестроят ли они выставочный план, сверстанный с осени?
Скажется рокировка и на большой музейной политике: в конце концов, Михаил Пиотровский не вечен, а еще заканчивается контракт у 75-летнего директора Музея Востока Александра Седова. Кадры продолжат обновлять так же пылко? И возможен ли долгосрочный результат при столь бодрой кадровой политике? Одни вопросы…