---------
Home / Culture / Явка провалена КИНО

Явка провалена КИНО

Вышел третий сезон сериала «Дипломатка», который был одной из немногих удачных попыток рассказать в формате игрового кино о закулисье мировой политики. Увы, под «был» подразумеваются первые два сезона, ставшие хитами с высочайшим рейтингом. А о третьем сезоне есть смысл написать только ради разбора причин, по которым каждый долгоиграющий проект всё-таки смертен. Ну и чтобы зритель смог заценить качественное начало проекта.

Главная героиня «Дипломатки» Кейт Уайлер (Кери Рассел) наработала солидный опыт разруливания кризисов в горячих точках. Тем не менее назначение Кейт на должность посла США в Великобритании всё равно становится сенсацией. И прежде всего для её харизматичного мужа и коллеги Хэла (Руфус Сьюэлл), который тоже видел себя в Лондоне на белом коне. Кто-то думает, что главная обязанность посла в Великобритании – это поддерживать величественную осанку на бесконечных приёмах в богатых особняках. Ничего подобного: Кейт с ходу попадает в большую игру после взрыва британского корабля на Ближнем Востоке, когда хамоватый премьер-министр (Рори Киннир) начинает воинственную риторику в адрес Тегерана. Народ его поддерживает, королевство вот-вот ввяжется в войну с Ираном и надеется на поддержку США. Америке это совершенно не нужно, но одно неудачное телодвижение посла Уайлер может привести к трагическим последствиям. Но Кейт справляется, доказав, что Иран тут ни при чём, а у большой игры совсем другие цели.

Прелесть «Дипломатки» была в том, что её создателям удалось пересечь параллельные прямые: каждая конкретная интрига в сериале фантастична, но общая картина правдива. И картину стоит посмотреть любому, кто интересуется мировой политикой. Тут выдумка возбуждает интерес зрителя, но не переходит те разумные границы, за которыми интригующее преувеличение становится развесистой клюквой. С точки зрения формы «Дипломатка» даже не предлагает ничего кардинально нового: немного триллера, немного комедии, немного шпионажа, немного мелодрамы. Судьбы мира решаются без спешки, зато повестка дня актуальна – и первый сезон становится лидером по просмотрам.

Сценарист «Дипломатки» Дебора Кан хорошо известна по работе над «Родиной» и «Западным крылом», где прогрессивный и энергичный конгрессмен мексиканского происхождения Мэтт Сантос избирается президентом. Семь сезонов на ура прокатились по экранам в 1999–2006 годах, а в 2009-м Барак Обама стал первым чернокожим президентом, и многие наблюдатели усматривали тут прямую связь. В самом начале «Дипломатки» Кейт Уайлер «примеряют» на должность вице-президента, а при нынешней политической конкуренции в США убедить хотя бы миллион-другой зрителей, что женщина может успешно руководить страной, дорогого стоит. Месседж выходит следующий: все нарциссы и властолюбцы в политике, готовые рисковать жизнями миллионов ради собственного имиджа, – как на подбор белые цисгендерные мужчины, а скромняшка Кейт убирает за ними кучи и входит в горящие избы.

Другое дело, что в дальнейшем продвигать в «Дипломатке» ходовые постмодернистские идеи вряд ли получится. Третий сезон стал именно той развесистой клюквой, на которую сбегается массовый зритель, в то время как зритель, интересующийся международной политикой, уходит. «Дипломатка» буквально от серии к серии становилась всё менее рассказом о дипломатических интригах и всё больше пошлой мылодрамой из выдуманной жизни лидеров наций с вкраплениями агентов ЦРУ и МИ-6. На смену умному и выстроенному сценарию пришёл калейдоскоп жёлтых небылиц: президентка США кувыркается в кровати со своим мужем, а вторая леди со своим любовником предпочитают обходиться вообще без кровати. Всё то, что в первых сезонах представляло собой тонкую политическую интригу с небольшим преувеличением, стало теперь полным бредом.

Возникает вопрос: как же так вышло? Долгое время изобретать нетривиальные повороты сюжета, добавляя в него какую-нибудь свежую ягоду, конечно, непросто. Но ведь можно же, кажется нам, хотя бы не ронять планку. Зрителю ведь часто нужна не новизна, а погружение в знакомый и родной мир. Мы ведь хотим смотреть, например, приключения Шерлока Холмса именно с Василием Ливановым и Виталием Соломиным. И пусть режиссёр Масленников экранизировал бы хоть все рассказы Конан Дойля – главное, чтобы в третьем сезоне героям не пришлось воевать с вампирами, а Холмс не женился на Ирен Адлер. Просто сделайте не хуже, чем было, – и успех вам обеспечен.

К сожалению, в шоу-бизнесе такое мировоззрение срабатывает крайне редко. А создатели «Дипломатки», скорее всего, уронили планку вполне сознательно и по объективным причинам. Умная публика всё время хочет чего-то новенького, и к третьему сезону часть её по-любому отвалится. Но публика попроще не придёт на слишком размеренный проект, состоящий в основном из разговоров. Как правило, у создателей нет возможности и подумать несколько лет, как привлечь зрителя и не уронить планку. Кинопроизводство – это конвейер: сценарии отдельных серий зачастую пишут разные авторы, чтобы ускорить процесс.

Кроме того, в бизнесе не принято бросать проекты с высоким рейтингом. Если у второго сезона был высокий рейтинг, как в «Дипломатке», третий не может совсем «пролететь» – кто-то в него всё равно набежит. А деньги есть деньги. Продюсеры отечественного кино ведь так и не смогли устоять перед соблазном слепить «Брата‑3» и «Бригаду-2», хотя ежу было понятно, что выйдет ахинея. То же самое происходит с телепрограммами и онлайн-контентом. Например, политический анализ с элементом шоу постепенно превращается в чистое шоу, способное держать в напряжении зрителей, гонящихся за развлечением, но больше не представляющее никакой ценности для тех, кто интересуется политикой. Реальная Кейт Уайлер давно ушла бы в отставку с такой госслужбы.

Денис ТЕРЕНТЬЕВ

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply