
Анастасия Козьменко в роли Анни. Фото предоставлено пресс-службой театра
тестовый баннер под заглавное изображение
Любопытно, что у него аббревиатура БДТ и когда ее видишь на сайте театра, то первое, что приходит в голову, — на гастроли в Пермский край приехал питерский БДТ им. Товстоногова. «Лучшим спектаклем малой формы» стал «Родительский день» Дмитрия Огородникова в Камерном драматическом театре «Доминанта» из Губахи опять же Пермского края.
«Ва-Ва» поставлен по мотивам автобиографической книги «История моей жизни» слепоглухонемой Элен Келлер, известной театральному миру по некогда чрезвычайно востребованной пьесе «Сотворившая чудо» американского сценариста и драматурга Уильяма Гибсона. Она шла по всему миру начиная с конца 1950-х, была поставлена Артуром Пенном на Бродвее и получила обойму премий «Тони», имела успех и в СССР. А потом тот же Пенн, больше известный по картине «Бонни и Клайд», снял одноименный фильм, принесший двум актрисам по «Оскару», а также британскую кинопремию BAFTA и еще несколько престижных наград.
В Березниках пошли своим путем, весьма амбициозным и смелым, мимо пьесы Гибсона, словно ее и не существует. К тому же выросло целое поколение, театральное в том числе, которое уже понятия не имеет о его знаменитой пьесе. Так что делаем вид, что все начинается с чистого листа.
Авторами новой версии стали современные российские драматурги Светлана Баженова и Сергей Ермолин: они заново инсценировали автобиографическую книгу главной героини.
История девочки Элен Келлер, перенесшей в детстве скарлатину и утратившей способность видеть, слышать и говорить, и ее наставницы Анни Салливан удивила мир. Ребенок, живший как лесной зверь, однако не оставленный родителями в приюте, после эффективных и недолгих занятий с Анни обучился азбуке, вступил в диалог с миром, пробил брешь одиночества, на которое, казалось, был обречен в силу своего физического недуга. Став взрослой, Элен написала пронзительную книгу о том, что с ней произошло.

Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
Сценография и костюмы Оксаны Столбинской весьма изысканны. Все выдержано в строго определенных тонах. Семейство Келлер, куда приезжает учительница — а это папа, мама, их несчастная дочь и ее взрослый брат, — одето почти одинаково, как в униформу. Брюки и платья на них в клетку, одежда какая-то домашняя, сентиментальная и забавная, совсем не символизирующая клетку, в которую семейство себя заключило по воле деспотичного и упрямого отца. Хотя глава семейства, каким его сыграл Евгений Любицкий, на самодура не тянет. Он скорее недалекий провинциал, сторонник семейных устоев, раз и навсегда заведенного порядка.
А вот наставница их юной дочери, которую темпераментно сыграла Анастасия Козьменко, вся в белом. При этом она абсолютно не белая и пушистая, а волевая и своенравная, победившая слепоту и потерявшая близких.
По сцене разбросаны белоснежные подушки, вполне пригодные для модного современного дома. И чемодан здесь белый, и скатерть на большом семейном столе. Словом, стиль почти дизайнерский.
Самая непростая задача поставлена перед исполнительницей роли девочки Элен — Марией Сидоровой. Ей, взрослой актрисе, надо сыграть дитя, лишенное слуха и зрения, капризное и неуправляемое до поры до времени. Ребенка она не изображает, но достигает главного и вызывает доверие. Никаких проблем с предлагаемым возрастом не возникает ни у нее, ни у зрителей.
Весь спектакль параллельно основному действию на нескольких небольших экранах транслируются фрагменты фильма «Сотворившая чудо» Артура Пенна 1962 года. Причем режиссер Петр Незлученко повторяет все его мизансцены на сцене синхронно.
На экране идут титры, сообщающие нам о том, что исполнительницы главных ролей получили по «Оскару», что фильм был отмечен премией американских кинокритиков. Приводятся даже цитаты из их статей, почерпнутые с популярного интернет-ресурса. Некоторые зрительницы пускают слезу и очень растроганы, хотя ничего душещипательного на сцене не происходит. Есть даже перебор по части демонстрации жестких методов воспитания. Случись подобное в реальной жизни в наши дни — огребли бы по полной программе со стороны всезнающих наблюдателей.