фото: пресс-служба театра
Владимир Машков, который лично открывает любую премьеру своего театра (выходит к публике и говорит слова) на этот раз изменил традиции. Он обратился к публике только на поклонах, прервав шквал аплодисментов. «Желаю, чтобы в вашем доме не было того, что вы сейчас увидели», — сказал он. А увидели зрители пьесу, вышедшую в первый год начала XX века, которая напрямую касается дня сегодняшнего. И почти каждого, у кого растут дети. В первую очередь состоятельных граждан.
фото: пресс-служба театра
По закрытому занавесу красиво валит крупный видео снег, внизу возникает строчка — «Нижний Новгород. Дом купца Ванюшина». Дом терракотового цвета, большой — почти мини дворец. На него, как будто, под определённым ракурсом наезжает камера, и в этот момент обе половины занавеса разъезжаются, открывая зрителю этот самый дом изнутри. Богатый, просторный, в два этажа, с элементами стиля модерн. Натурально, с точностью до деталей его воспроизвел скульптор Александр Рукавишников — с ним Владимир Машков делает уже второй спектакль.
Здесь и обитает семейство купца 1-й гильдии, уважаемого в городе человека Александра Егоровича Ванюшина, отца шестерых детей. Два сына, четыре дочери, состояние огромное, а дело передать некому. Да и покоя, гармонии в почтенном семействе тоже не наблюдается. Друг с другом разговаривают не по доброму, небрежно, у всех сдают нервы, то и дело все срываются на крик. Дети выходят из-под контроля: родителям нет почтения — того и гляди начнут хамить. Сдерживает только материальная зависимость от папаши — так все здесь называют отца. И в интонации этого «папаша» слышатся обида, упрёк, равнодушие, а за ними настоящее, не озвученное: «денег дайте и отойдите».
фото: пресс-служба театра
Тема отцов и детей, так волновавшая русскую литературу, в своё время давшую обществу лучшие образцы, явлена Найденовым в драме в полном объеме. Причем, обитатели дома Ванюшина — не плод фантазии автора, а списанные им образы с собственной семьи. Вообще, интересным был человеком писатель Найденов — толстовец, оставил состоятельную семью ради театра (актерствовал, но начал писать пьесы), не стал продолжать дело отца. А его самая известная пьеса — «Дети Ванюшина» — пользовалась неизменным успехом с самого своего появления — честно обрисовала картину русского общества, начав с его ячейки — семьи, точно попав в болевую точку.
Критически был настроен, всей душой принял революцию, а в конце жизни признавался, что так или иначе, долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала. «Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни». А теперь найдите три отличия от современного общества потребления, не в пример веку XX, технически развитому.
фото: пресс-служба театра
Владимир Машков, выступивший не только в главной роли, но и в качестве режиссера, выстраивает спектакль по школе психологического театра. Направление, призванное в том числе в ясности и простоте своей раскрывать правду жизни, ее драматизм, дать глубину характеров, достаточно сложное, но именно его языком он говорит со зрителем сегодня о важном — разрыве поколений, причинах непонимания и есть ли точка возврата детей из благополучия и сытости в в жизнь родителей?
В доме Ванюшина драма развивается стремительно: действия одних, наступают на поступки других, провоцируя немедленную реакцию третьих. Скорость и ритм — как фирменный знак режиссуры Машкова — главные, но не отменяющие погружения в характеры, их проработку.
фото: пресс-служба театра
В значительной степени премьерная постановка стала серьезной школой и проверкой для молодой части труппы ТОТа. Условия, в которые поставлены актеры — экстремальные, не всем ещё под силу. Конечно, стержень спектакля и большинства мизансцен сам Машков, который не позволяет пошатнуть или разрушить конструкцию. Более того «Наследники» показывают как выросли за эти годы его воспитанники — в первую очередь Владислав Миллер (Алексей), Артур Касимов (Константин), Анастасия Тимушкова (Инна). Что говорить про актеров давно работающих в театре, таких как Яна Сексте (Клавдия), Алексей Усольцев (муж Клавдии), Виталий Егоров (доктор Штерн).
Сам Найденов через шесть лет после выхода пьесы изменил четвертый акт и финал: самоубийство главы семейства он заменил на роль приживалы в собственном доме. Старший сын Константин переселяет отца на второй этаж. Автор инсценировки Олег Антонов оказался гуманнее и, оставил Александра Егоровича в живых, придав финальной сцене фарсовый характер, дав семейству шанс на перемены. И люстра засияла. И музыка заиграла.