Григорий ПЕТРОВ
Фото из личного архива
7 октября в 19:00 в Московском доме книги на Новом Арбате состоится презентация книги Ксении Мосуновой «Род и отношения. Как история семьи влияет на личную жизнь?».
С разрешения пресс-службы Ксении Мосуновой мы публикуем некоторые отрывки из книги
Семейная мультикультурность
То, что мы живем в одной стране, на обозначенной территории, не означает, что люди, её населяющие, говорят на одном языке. Это расслоение отлично прослеживается в городах-миллионниках, таких как Москва или Санкт-Петербург, где на одной и той же улице могут проживать русские и узбеки. При этом, последние могут спокойно общаться внутри семьи на родном наречии, за её пределами – на общепринятом.
Впрочем, под языком не следует буквально понимать набор слов и звуков. Это и ласковые прозвища, которые мы даем детям, и выдуманные слова, и телесные проявления. У одной из моих доверительниц настоящее имя бабушки узнали только после смерти, благодаря документам, хотя всю жизнь называли её Светой. А она была Ларисой.
Замечали ли вы, что коренные англичане, американцы, австралийцы, могут очень плохо владеть родной речью, еле ворочая языком? В то время как русских американцев с потрохами выдаст «слишком идеальный» английский. Точно также происходит и с именами: многие эмигранты, чтобы ассимилироваться, могут назвать ребёнка социально пригодным именем. Культурная двойственность проявляет себя как должно семейной тайне – через нахмуривание бровей, вздох, прикосновения, першение в горле, нервные сглатывания. Или через бурную эмоциональную реакцию, например, ненависть. Помните, как главный злодей из «Гарри Поттера» боролся за чистоту крови, хотя сам Волан-де-Морт был рожден от отца- не волшебника?
Нити преданности роду
Возвращаясь к тезису о том, что любая семейная система подчиняется законам стабильности и развития, и всё в ней основано на невидимых лояльностях. Мы бессознательно чтим эти традиции, ведь только благодаря им ничего не развалилось. Как бы не так: члены семьи могут неосознанно принимать на себя роли или идентифицироваться с определенными чертами или проблемами своих предков, что может привести к повторению тех же динамик и трудностей.
Невидимая лояльность может быть проявлена различными способами:
- поддержка неразрешенных конфликтов;
- скрытые союзы;
- выбор партнёра;
- взаимозависимость;
- повторение травматических событий;
- проявление синдрома годовщины;
Часто лояльность может создавать преграды для роста и изменений в семейной системе.
Мария из семьи простых работяг может постоянно сталкиваться с проблемами в офисе только лишь потому, что первой в своём роду получила высшее образование по настоянию родителей. Но те же самые мама с папой будут с пренебрежением относиться к интеллектуальному труду, ведь на этом «нельзя заработать». Чтобы не разочаровывать их, Мария становится неудачницей, которая сводит концы с концами. При том, что институт она окончила с красным дипломом и сразу же получила приглашение в престижную компанию.
Если мы не осознаем давления, оказываемого лояльностью, то обречены разрываться между желанием принести в род новый опыт, получить развитие и страхом быть исключенными из семьи.
«Я добьюсь успеха. Из-за этого принятый уклад нарушится. Я стану врагом и изгоем! Я очень этого боюсь и ни в коем случае не должен допустить!»
Отсюда «растут ноги» большинства финансовых проблем, всевозможных блокировок, которые не дают выбрать другой сценарий и улучшить материальное положение.
Разблокировка невидимой лояльности является важным аспектом в работе семейного терапевта. Через осознание и исследование этих невидимых лояльностей можно начать процесс изменения и создания новых, более здоровых и функциональных динамик в семье. Это включает понимание ролей, связанных с предками, и их влияния на текущие отношения, а также исследование семейных секретов и неразрешенных конфликтов.
Прочие факторы:
- Важные, особые даты в жизни семьи (положительные проявления «синдрома годовщины»);
- События, связанные с территорией (Чемпионат мира по футболу, вынужденная миграция, военные действия и т.д.);
- Исторический период и нравы (насилие над пленными, гаремы, крепостничество и т.д.);
- Социальный слой, в котором мы находимся (отношение к семейным ценностям, трудовые права и обязанности, стиль общения, порядки общины);
- Проработка трансгенерационной травмы и выбор нового сценария, изменение характера лояльностей.