Скрипка работы Антонио Страдивари. Принадлежала Леониду Когану. Фото предоставлено пресс-службой музея
Леонид Коган взял скрипку в руки в возрасте шести лет (для сравнения: Моцарт в три года овладел игрой на клавесине, а скрипку уже освоил к шести годам). Но юный скрипач трудился усердно и быстро заявил о себе — последовали первые победы в конкурсах, а затем учеба в Московской консерватории у Абрама Ямпольского. Среди учеников именитого профессора было много выдающихся скрипачей. Например, Юрий Янкелевич, у которого в свою очередь учился Владимир Спиваков.
Самая значимая победа советских скрипачей произошла в 1951 году. Леонид Коган стал победителем в Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Тогда один из членов жюри, прославленный французский скрипач Жак Тибо, воскликнул: «Так на скрипке еще никто не играл!». И речь идет не только о виртуозной исполнительской технике, которой Коган владел отменно. Дело было еще и в звучании: говорят, что скрипка может петь в руках у настоящего профессионала, но здесь она звучит словно без помощи человеческих рук. Экспрессия — еще одна черта его исполнительского мастерства. Причем речь идет исключительно о звучании, а не о внешних эффектах. Сам скрипач на сцене вел себя сдержанно, изредка поднимая или хмуря брови — не более.
Серебряные палестинские шахматы. Фото предоставлено пресс-службой музея
В репертуар Когана входили все лучшие сочинения для скрипки: от Баха до Шостаковича и Хачатуряна, но главное — сочинения Паганини. С великим итальянцем советского скрипача сравнивали многие и называли «русским Паганини».
Королева экспонатов на выставке — скрипка работы Антонио Страдивари, которая принадлежала Леониду Когану. Изящной струнной красавице примерно 304 года. Считается, что скрипки, изготовленные мастером в период с 1698 по 1724 год, — эталонные. Перед нами экземпляр работы около 1720 года. Совершенная скрипка для совершенного скрипача.
Среди других любопытных экспонатов — серебряные палестинские шахматы 1912 года, подарок Когану во время его гастролей в Израиле в 1965 году. Изысканная и «кружевная» работа.
Свою роль в жизни скрипача-виртуоза сыграло и творческое окружение. Здесь можно прочитать рецензию Дмитрия Шостаковича на концерт Когана в консерватории 24 апреля 1959 года, а также увидеть редкие фотографии. Есть кадр, где на обратной стороне рукой композитора Арама Хачатуряна написано: «Дорогому Лёне на добрую память с искренним пожеланием пышного расцвета его таланта от дружески расположенного Арама Хачатуряна. 8 декабря 1946. Москва». Когану тогда было 22, а Хачатурян к тому времени уже написал балет «Гаянэ» и сюиту «Маскарад» и был именитым советским композитором.
Получается, сбылось пожелание.