В ближайшее десятилетие «национальное достояние» — компания «Газпром» — имеет высокие шансы превратиться в национальную обузу. Это следует из доклада «Трансформация Газпрома», с которым ознакомилась FT. Документ был составлен самим монополистом для внутреннего использования в конце 2024 года. Вовне тревогу стараются не транслировать, но интересы страны, возможно, потребуют коренной реорганизации госкорпорации.
Согласно прогнозу «Газпрома», к 2034 году в его бюджете намечается дыра в размере 15 трлн рублей. Одна из причин — поставки компании в Европу, вероятно, уменьшатся до ежегодных 34 млрд кубометров (это в пять раз меньше, чем в лучшие годы до СВО). Отрицательная тенденция проявилась уже в текущем году, когда в Европу и Турцию планируется поставить 47 млрд кубов. Впредь ситуация будет лишь усугубляться.
За 2024 год «Газпром» уже получил чистый убыток 1,08 трлн рублей. Правда, по РСБУ — российскому стандарту учёта, который в отличии от международного фиксирует экономическое положение только головной компании, без дочерних структур, которые у «Газпрома» занимаются и добычей, и переработкой, и транспортировкой, и продажей. На это указывают эксперты, «отмазывая» госкорпорацию и уверяя, что всё не так плохо.
Однако жонглирование цифрами и фактами способно лишь на время закамуфлировать реальное положение госкорпорации. Инерция восприятия побуждает верить в лучшее, но есть беспристрастный показатель — падение курса акций «Газпрома». С конца 2021 года они обвалились с 342 рублей до нынешних 164-х. И никакие эмоционально холодные термины вроде «коррекции курса», не заслонят этот нисходящий тренд.
Справедливости ради следует чётко артикулировать: «Газпром» стал жертвой геополитических пертурбаций. Спецоперация стала слишком хорошим поводом для сокращения российских поставок газа в Европу. Как ни выгодны они были Старому Свету, военный фактор перевесил. А главное, взорванный «Северный поток-2» (после угроз Байдена сделать это) показал европейцам, что США настроены предельно серьёзно.
Настроены сделать что?
Одна из версий: Вашингтон, спровоцировал конфликт на Украине ради создания принципиально нового глобального рынка газа. Вместо долгосрочных контрактов недавнего прошлого возник рынок «бумажного газа» (фьючерсы, другие деривативы), похожий на рынок нефти, где реальной нефти всего 1%. Теперь в газовой сфере правят бал спот и биржа. Такой рынок съест часть «долларового пузыря», наполнив доллары содержанием.
Таким образом США воспользовались конфликтом для решения своих экономических проблем и для поддержания глобального доминирования, подобно тому как они воспользовались Первой и Второй мировыми войнами. Возможно, именно этим объясняется нынешнее «миролюбие» Трампа — главная задача выполнена, пора двигаться дальше. Долгосрочное стратегическое планирование всегда бьёт тактическую суету.
На этом фоне недоумённые публичные жалобы главы нашей госкорпорации Алексея Миллера на то, что «впервые в истории мировой энергетики идет искусственное разрушение спроса на газ» звучали как слова этакого подмастерья, мало что понимающего во взрослых играх. Большие дяди сыграли свою игру в своих интересах, не спрашивая ни у кого разрешения. Ни у европейцев, ни у «Газпрома». К сожалению.
Теоретически «Газпром» в далёком будущем может вернуться в Европу. Время от времени приходят новости то об американском инвесторе, который готов реанимировать взорванный газопровод, то о позиции части политических сил Германии, готовых вновь принять российский газ и о готовности Москвы к таким поставкам. Однако масштабное перевооружение Европы и торпедирование ею мирных переговоров, кажется, ставит крест на подобных мечтах.
В части экспорта «Газпром» может надеяться на новые рынки в других частях света. Хотя никакой из них не сравнится с премиальным европейским. Но на безрыбье выбирать не приходится. Поэтому и гонит госкорпорация голубое топливо туда, где берут, пусть и с серьёзным дисконтом. Но что будет, если тот же Китай однажды откажется или ухудшит условия, как отказался только что покупать нашу нефть из-за санкций США?
Вот и получается, что единственным более-менее надёжным местом сбыта остаётся внутренний рынок, о котором в «Газпроме» говорят всё активнее. Да, более хлопотный, затратный, но зато стопроцентно контролируемый. Одна загвоздка — его предельная ёмкость и платёжеспособность потребителей ограничены. С жирной Европой не сравнятся. К тому же взвинтив цены в разы, можно получить социально-политические проблемы.
Поэтому предпринимая манёвры на внешних направлениях и прогревая тему роста цены на газ для россиян, в «Газпроме», вероятно тяжко вздохнув, взялись за реализацию паллиативных мер. Ради экономии три департамента ликвидируют, включая созданный для замены западных технологий (будущее под нож?). Еще восемь подразделений компании попадут под слияние. До 40% сотрудников центрального аппарата (1,6 тыс. человек) уволят.
Жертвовать другими легко и приятно. Гораздо труднее жертвовать собой. Знаменитый управленец Ли Якокка, спасая компанию «Крайслер», оставил себе символическую зарплату в 1 доллар. Об урезании зарплаты Миллера в 25 млн долларов пока ничего не слышно. Как и об отказе топ-менеджмента корпорации от дорогостоящих игрушек, вроде спонсорства ФК «Зенит» и строительства ещё двух башен рядом с Лахта-центром.
Помимо экономии смотрящие за «Газпромом» для создания видимости устойчивости хотят покончить с автономией «Газпром нефти», чьи финансовые результаты очень хороши. Головная компания планирует более активно задействовать ресурс дочерней для решения своих задач, цитировали «Ведомости» источник, близкий к правительству. «Газпром нефть» сольют с головной компанией и тем повысят показатели «Газпрома»?
Когда на кону такой куш, ничего исключать нельзя. Но нет ли в этом манёвре отгадки, подсказки, на каком пути лежит действительное спасение «Газпрома», сохранение его потенциала для страны? Что если сделать ровно наоборот: реорганизовать госкорпорацию вплоть до разделения, выделения прибыльно работающих, перспективных кусков, гибко работающих на рынке, и упразднения балласта? Звучит непривычно, страшно, но всё же…
Прецеденты таких реорганизаций в мире имеются. Наиболее близкий к газовой теме случай — Standard Oil первого миллиардера на Земле Джона Рокфеллера. Монополист, контролировавший до 95% всей нефтепереработки в США. После разделения из неё выделились Exxon, Mobil, Chevron, British Petroleum, Amoco, Conoco и др. На все эти нефтяные компании в России смотрят с почтением, не так ли? Гранды первой величины.
Реорганизация тогда была проведена судебным решением по иску администрации Рузвельта в соответствии с антимонопольным законодательством. Острая фаза процесса заняла несколько лет, но потом всё утряслось и рукотворная конкурентная среда стала играть на пользу Америке. В случае «Газпрома» причина политическая, а значит, придётся поучаствовать главному архитектору политических процессов вокруг РФ — президенту.
Ожидать подобной инициативы от топ-менеджмента «Газпрома» вряд ли стоит. Находясь внутри аквариума порой трудно, если не невозможно, даже осознать масштаб проблем, не то что найти пути излечения. Да и личную заинтересованность не стоит сбрасывать со счетов. Долгие годы получать миллионы долларов содержания и потом вдруг рискнуть своим положением ради показателей прибыльности?
Кстати, покойный журналист Сергей Доренко утверждал, что Владимир Путин, когда ему предложили баллотироваться в президенты России, сначала отказывался, выдвигая свою альтернативу — руководство «Газпромом». Звучит правдоподобно — уж слишком часто внешняя политика РФ напоминала политику концерна, ставшего «национальным достоянием». В итоге всё было сделано, как просил Ельцин, а на «Газпром» поставили Миллера.
Но теперь можно исполнить мечту — спасти достояние.