Дальний Восток становится все более привлекательным для отдыха. Диверсификация турпотоков позволит снизить антропогенную нагрузку на популярные места, считают эксперты.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) участники сессии «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» обсудили успехи и трудности отрасли. Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков отметил, что на данный момент в макрорегионе зафиксировано 6,3 млн туристов, что почти на 30% выше показателей 2022 года.
Замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков напомнил про льготное кредитование — сегодня под ставку 4% на Дальнем Востоке строится 21 гостиница на 4500 номеров. Это даст прирост в 7,5%. Всего на Дальнем Востоке 60 тыс. официальных номеров.
Еще есть Единая субсидия для регионов, которую сохранят до 2030 года. По словам Вахрукова, пока что сумма составляет 400 млрд руб., но есть вероятность ее увеличения за счет повышения пошлин на импорт.
Руководитель компании «Антерра» (услуги в сфере оздоровительного туризма) Александр Тертычный заявил, что на Дальнем Востоке не хватает современной инфраструктуры. Он привел в пример китайский Хайнань (остров и одноименная провинция). Там строится современный курорт. Будущее Дальнего Востока — развитие подобных туристических кластеров, отелей разных уровней, от трех до пяти звезд, пояснил спикер. Но инфраструктура: водоснабжение, отопление — это огромные деньги. Если она отсутствует, «никакой отель это не потянет».
Необходимость крупных проектов оспорил художественный руководитель турклуба «Молодость» Алексей Карахан. «Государство помогает их делать, и это очень здорово. Но я не верю в масштабные проекты в туризме, особенно на Дальнем Востоке. Потому что стремление продавать мифы, как в Италии, может привести к тому, что их просто вытопчут». Экосистема может оказаться не готова к массовому туризму.
Туризм на Дальнем Востоке носит, как правило, деловой и бытовой характер, нужно усиливать санаторно-курортную составляющую, заявил в разговоре с «СП» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его словам, в макрорегионе необходимо запланировать минимум 10−15 крупных курортов, и в течение 15−20 лет их построить. Стоит внимательно рассмотреть совместные проекты (к примеру, с Китаем), создать мощные центры компетенции.
Типичной проблемой для Дальнего Востока, в частности Приморья и Камчатки, является чрезмерный туризм (overtourism), который связан с тем, что на популярные локации, прежде всего — природного типа, приезжает значительное число людей, что повышает антропогенную нагрузку, и территории с ней не справляются, рассказал заместитель директора Института исследований культуры НИУ ВШЭ Александр Сувалко. «Для примера можно взять Халактырский пляж на Камчатке, одна из 10 самых привлекательных локаций в нашей стране. Эта территория за последние несколько лет собрала такое количество разных рыночных игроков от серферов до мини-отелей, глэмпингов и прочих площадок, что привело к вытаптыванию этой прибрежной территории».
По словам Сувалко, создание там природного парка позволит сократить число хозяйствующих субъектов, а вход станет платным (в таком случае необходимо регистрироваться по QR-коду, в России этот механизм уже хорошо отработан). Аналитик привел в пример Териберку в Мурманской области, где создали природный парк. Туристы дают доход, который можно направить на развитие троп, чтобы не вытаптывать тундру.
«Такие ограничительные меры необходимы на Камчатке, Сахалине, в Приморье, поскольку там находится огромное количество особо охраняемых территорий. То есть нужна диверсификация туристических потоков. Она позволит снизить антропогенную нагрузку и повлиять на то, что принято во всем мире называть устойчивым туризмом», — пояснил аналитик.
По мнению Сувалко, к проблемам туризма на Дальнем Востоке можно добавить и отсутствие достаточного номерного фонда. «Мы сегодня видим, что на самой Камчатке жить достаточно дорого. Номерной фонд находится не в самом удовлетворительном состоянии. Достойные гостиницы переполнены и стоят больших денег», — подчеркнул эксперт.
Экс-заместитель главы Ростуризма Елена Лысенкова напомнила, что для окупаемости туристических проектов нужен больший спрос. Для этого, по словам эксперта, необходимо развитие авиа-, водного и автомобильного транспорта. Также она заявила о нехватке сотрудников на всех курортах, на рядовых позициях занято в лучшем случае 40−50% от требуемого. Другими проблемами, по мнению Лысенковой, являются рост оплаты труда персонала, стоимости строительства, операционных расходов, которые накладываются на нехватку инфраструктуры.
Проблема с кадрами в сфере туризма чувствуется, она подвержена высокой текучести, уверен Сувалко. Необходимо открывать профильные колледжи, которые будут работать по современным стандартам. По мнению Крупнова, в сфере туризма пока нет системного подхода и долгосрочного, на 20 лет, планирования, отсюда и проблемы с кадрами.
Он также отметил, что ценный опыт всероссийского детского центра «Океан» (его ещё называют дальневосточным «Артеком») не масштабируется именно потому, что по отношению к сложнейшему макрорегиону, которым является российский Дальний Восток, пока нет государственного подхода на перспективу.
Проблема детского отдыха заключается в том, что он ограничен из-за потенциальных отравлений и других несчастных случаев, отметил Сувалко. «После гибели школьников на Сямозере в Карелии в июне 2016 года у нас эту сферу стали регулировать в практически запретительном виде. В августе 2024-го на расширенном совете Госдумы было озвучено, что только 30% российских школьников имеют возможность отдохнуть в детских лагерях. То есть потенциал тут огромный». Основные проблемы в этой сфере — высокая стоимость путевок и низкое качество материально-технической базы.