Главная / Economy / Бизнес предложил меры по «недопущению кризиса неплатежей»

Бизнес предложил меры по «недопущению кризиса неплатежей»

Бизнес предложил меры по «недопущению кризиса неплатежей» Компании жалуются на просрочки со стороны госкорпораций

Сюжет Эксклюзивы РБК Сюжет Что это значит РСПП предложил комплекс мер по борьбе с задержками платежей со стороны госкорпораций, узнал РБК. На фоне высоких ставок они размещают деньги на депозитах и не платят контрагентам по несколько месяцев, говорят источники

Фото: Андрей Любимов / РБК

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) призывает власти принять меры, чтобы не допустить развития кризиса неплатежей в экономике, в частности обеспечить погашение задолженностей госкорпораций перед контрагентами. Предложения содержатся в резолюции съезда РСПП, прошедшего в Москве 18 марта (есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник в союзе). Резолюция была принята единогласно.

Предложения по неплатежам содержатся в блоке приоритетных направлений финансовой политики и развития финансовых рынков. Их необходимость объясняется, в частности, тем, что экономика функционирует в условиях жесткой денежно-кредитной политики.

В целях «снижения неплатежей в экономике России и недопущения кризиса неплатежей» РСПП предлагает:

  • ввести комплексный мониторинг ситуации с неплатежами;
  • стимулировать своевременные расчеты по контрактам;
  • обеспечить погашение дебиторской задолженности государственными корпорациями (в узком смысле это некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией и функционирующая на основе специального закона о ее создании, сейчас в России шесть госкорпораций. — РБК) и снижение давления на промышленные компании;
  • обеспечить предоплату в 75% для госзаказов (в настоящее время выплата аванса при госзаказе допускается в пределах 30% цены, но в ряде случаев может быть увеличена до 70 или даже 100%).

Кроме того, деловое объединение крупного бизнеса призывает власти сформировать набор «специализированных мер» для завершения инвестиционных проектов и предусмотреть перенос сроков исполнения инвестиционных обязательств предприятий на более поздние периоды.

«Указанные предложения не поступали в Минпромторг России, — сообщили в его пресс-службе. — В случае их поступления министерство рассмотрит их в установленном порядке». РБК направил запросы в Минэкономразвития и Банк России.

Насколько остро стоит проблема неплатежей

Как сообщил РБК источник, близкий к РСПП, проблема неплатежей поставщикам продукции и накопление большой дебиторской задолженности со стороны госкорпораций беспокоит в том числе и крупнейший российский бизнес. Дебиторская задолженность — это в основном задолженность по оплате товаров, услуг, работ (которые в данном случае были приобретены госкорпорациями). По словам источника, члены бюро правления РСПП уже поднимали этот вопрос на встречах с чиновниками. По его оценке, проблема стоит остро для производственных компаний.

Другой собеседник, близкий к РСПП, напротив, говорит, что проблема неплатежей пока стоит не очень остро, хотя и является чувствительной для бизнеса. По его словам, Минэкономразвития и Минфин в курсе ситуации. Неплатежами «грешат» в основном госкорпорации и крупные сырьевые госкомпании, утверждает источник РБК в одной из госкорпораций. По его словам, они могут не платить контрагентам по три—шесть месяцев.

В пресс-службе Министерства финансов РБК сообщили, что «информация о массовых случаях неплатежей в Минфин России не поступала».

РСПП обращает внимание на проблему неплатежей не впервые. Так, например, она упоминалась в резолюции финансового форума союза, прошедшего в рамках недели российского бизнеса в феврале 2025 года. В частности, в ней предлагалось госкорпорациям и Минпромторгу принять «незамедлительные меры по полному погашению дебиторской задолженности, принимая во внимание необходимость снижения нагрузки на промышленность и минимизации потребности в мерах господдержки», а правительству и Банку России — внедрить «механизм контроля за своевременным исполнением обязательств по расчетам за выполненные заказы и отгруженную продукцию».

Проблема несоблюдения контрагентами обязательств по оплате работ и поставок стала основной среди барьеров для бизнеса в третьем квартале 2024 года — о ней заявили 37% компаний, участвовавших в опросе РСПП. Тогда в объединении связывали рост неплатежей с «некоторым ухудшением финансового состояния компаний, в том числе из-за снижения доступности заемных средств», но призывали не делать преждевременных выводов о формировании негативного тренда. В четвертом квартале прошлого года проблема неплатежей ушла на второй план (о ней заявили 22% респондентов, что соответствует результатам первого полугодия 2024-го), уступив место таким трудностям, как недостаток оборотных средств и недоступность заемного финансирования, — на это пожаловалась примерно каждая четвертая компания.

Как неплатежи связаны с эффектом «дорогих денег»

Проблема неплатежей есть практически везде, подтверждает глава «Опоры России» Александр Калинин. Она, впрочем, не касается госзакупок государственными и муниципальными структурами по федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). «Если платеж задерживается по 44-ФЗ, там идет жесткая сразу реакция прокуратуры, и таких проблем нет», — сказал он РБК.

А вот в случае с закупками в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ, регулирует закупки госкорпораций, организаций с 50-процентной долей госучастия и коммерческих организаций, попадающих под регулируемые виды деятельности) неплатежи есть, указал Калинин. По его мнению, к этому подталкивает сама экономическая ситуация в стране, а именно — рекордно высокие ставки депозитов. «К примеру, есть деньги, даже задержка на месяц, на два при депозитах под 20% — это сверхдоходы просто на ровном месте. Поэтому в том числе и госкорпорации стараются временно разместить деньги на депозитах, а рассчитаться позже», — пояснил он. Такая ситуация будет сохраняться, «пока деньги будут такими дорогими», убежден Калинин.

«В целях исключения неплатежей по контрактам в 44-ФЗ и 223-ФЗ установлены требования к предельному сроку оплаты, который по общему правилу составляет не более семи рабочих дней после приемки», — указали в Минфине. Там также напомнили, что Минфин разработал изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые вступили в силу 1 марта 2025 года: введена административная ответственность за нарушение срока оплаты. «Мониторинг указанной ситуации с неплатежами также проводится ведомством в рамках мониторинга закупок», — добавили в ведомстве.

В условиях высоких ставок госкомпаниям выгоднее «крутить деньги на депозитах», солидарен источник РБК, близкий к РСПП.

В результате, по словам Калинина, у части компаний возникает «острый дефицит оборотного капитала», который «уже нарастает». Кредитование в таком случае только ухудшает их финансовое положение. «Нарастает эта ситуация особенно в строительстве и далее по цепочке», — объяснил он.

Проблема неплатежей действительно существует в российской экономике, подтверждает руководитель направления анализа денежно-кредитной политики ЦМАКП Олег Солнцев. «С прошлого года наблюдается крайне медленный рост средств на расчетных счетах предприятий, с которых идет оплата продукции, — за 2024 год они выросли примерно на 5%, в то время как инфляция составила 9,52%. Темпы этого роста не соответствуют потребностям в деньгах, которыми идет оплата услуг контрагентов», — указывает эксперт.

Параллельно наблюдается прирост средств на срочных депозитах — так, денежная масса М2, которая включает их в себя, за 2024 год увеличилась на 19,2%. И на этом фоне действительно пошел рост просроченной задолженности — примерно с октября компании стали хуже обслуживать свои обязательства, говорит Солнцев. «Это, конечно, негативный фактор, который в перспективе может вести к стагнации экономики и неплатежам уже по кредитным обязательствам», — констатирует эксперт.

Пока «сильного прироста неплатежей» по кредитам не наблюдается, но проблемные ссуды есть, сказал РБК глава ВТБ Андрей Костин: «Мы немножко, конечно, все волнуемся». «У нас есть, конечно, проблемные кредиты, они относятся к частным компаниям, и мы, конечно, ведем разговоры с Центральным банком (по вопросам льгот по нормам банковского резервирования. — РБК). Центральный банк готов двигаться здесь по части каких-то дополнительных льгот для банков, которые реструктурируют кредиты», — отметил он, добавив, что речь о ссудах, которые «в перспективе двух лет начнут нормально обслуживаться». В целом ситуация угроз для банковского сектора не несет, заверил глава ВТБ.

Поможет ли увеличение авансов побороть неплатежи

РСПП предлагает установить для госзаказов предоплату в размере 75%. Калинин полагает, что подобная мера является сейчас единственным выходом: помочь может только «директива правительства госкомпаниям по увеличенному размеру авансов». «Во время санкций эта мера сработала. Сейчас аванс может быть 10%, а может быть 50% — от контракта все зависит», — говорит он.

Возможным регуляторным решением проблемы могло бы быть увеличение норматива по авансам, солидарен один из собеседников РБК, близких к РСПП. По его словам, «работа по этому направлению ведется, но пока без конкретики».

До марта 2022 года действовала норма, по которой максимальный размер аванса по госзакупкам устанавливался на уровне 30% от цены, зафиксированной в договоре. Потом планку повысили до 50% для контрактов без казначейского сопровождения и до 90% — с ним. Сейчас повышенные авансы, например 70 или 80%, допускаются в отдельных категориях госконтрактов. По итогам 2024 года аналитики выявили рост количества госконтрактов с авансами выше 30% — на 22% по сравнению с 2023 годом, писал ранее РБК.

Что еще предлагает РСПП

Среди других тезисов РСПП в резолюции по итогам съезда упоминаются:

  • расширение поддержки (в том числе налоговой) компаний, строящих жилье для своих работников, введение льготной ипотеки для сотрудников компаний в определенных отраслях или регионах;
  • рекомендация работодателям использовать генетические профили работников для оздоровления, коррекции образа жизни и питания;
  • включение в состав расходов для целей расчета налога на прибыль затрат компаний по оказанию единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка в размере до 1 млн руб.;
  • закрепление на законодательном уровне и на уровне российских стандартов бухучета определения «социальные инвестиции»;
  • возможность предоставления субсидирования транспортных затрат экспортеров, отправляющих грузы по международному транспортному коридору «Север — Юг» (Россия, Индия, Иран и соседние страны);
  • обеспечение более доступного экспортного финансирования, увеличение страновых лимитов агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР, снижение стоимости его страховки;
  • увеличение объемов по программе рефинансирования Банком России кредитов, предоставленных под страховое покрытие ЭКСАР (совокупный лимит — 75 млрд руб., и он полностью выбран текущими сделками);
  • устранение регуляторных барьеров при реализации «сценариев осуществления платежей», востребованных бизнесом для решения оперативных задач в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • расширение возможных механизмов внешнеэкономических расчетов и повышение их эффективности (цифровые финансовые активы, стейблкоины, криптовалюты);
  • поддержка и ускорение внедрения создаваемых систем взаиморасчетов и клиринга;
  • расширение механизма федерального инвестиционного налогового вычета (увеличение лимита выделенных средств до 500–1000 млрд руб., сейчас 150 млрд руб., увеличение размера вычета с 3 до 10% от инвестрасходов);
  • «диалог с государственными органами» по внедрению ежегодной индексации порогов, при которых начинают взиматься повышенные ставки НДФЛ;
  • возможность механизма процентных каникул для стратегически важных предприятий;
  • внедрение постоянного механизма автоматической индексации цен на строительные ресурсы в рамках госконтрактов.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий