Генпрокуратура потребовала арестовать активы американских банков в России. Речь идет о достаточно приличной сумме: 93,5 млрд рублей. Именно столько находится на счетах американских Bank of New York Mellon (BNY Mellon) и JP Morgan Chase Bank в России.
«Рассмотрев ходатайство истца и представленные документы, арбитражный суд пришел к выводу о возможности его удовлетворения», — говорится в постановлении.
В иске, который поступил в Арбитражный суд Московской области 30 сентября, Генпрокуратура просила взыскать с украинских властей, местного ЦБ и двух американских банков всего $372 млн за незаконную экспроприацию Международного резервного банка (МР-банк), принадлежавшего Сбербанку. При этом ущерб было предложено возместить за счет средств американских банков в России.
С иском в суд обратился заместитель генпрокурора России. Генпрокуратура просила признать действия Совета национальной безопасности и обороны Украины, Национального банка Украины, Государственного предприятия «Национальный Фонд Инвестиций Украины», а также двух американских банков нарушающими права и законные интересы России.
В чем суть дела с финансовой точки зрения?
Оказывается, в мае 2022 г. Совет национальной безопасности и обороны Украины постановил принудительно изъять принадлежащие Сбербанку акции, а также другие финансовые активы в виде прав требования долга к МР-банку на 14,9 млрд гривен (это около 34,6 млрд руб. по текущему курсу). Нацбанк Украины отозвал лицензию у кредитной организации и принял решение о ее ликвидации И таким образом Сбербанк утратил право собственности, лишившись контроля над своей дочерней структурой. Средства МР-банка на счетах американских банков до сих пор удерживаются и не возвращаются Сбербанку.
Возникает вопрос о связях украинских банков с американскими. «СП» попросила объяснить это зам. декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрея Суздальцева.
— Связи между американскими и украинскими банками были и остаются. Но в итоге все это произошло из-за решения Запада передать Украине замороженные российские активы с оговоркой, что «при необходимости средства переходят к правительству США». Начиная с марта 2022 года официальные лица Евросоюза заявляли о замораживании золотовалютных российских резервов на сумму около $316 млрд.
По приблизительным подсчетам, на тот момент это составляло примерно 52% от всех золотовалютных резервов страны. Мы предлагали разобраться в сложившейся ситуации, но нам ответили отказом. И теперь мы забираем сумму, которая равна той, которую изъяли у нас. И если иск Генпрокуратуры поступил, то у нас, скорее всего, есть доказательства связей украинских банковских структур с американскими.
«СП»: То есть мы таким образом компенсируем то, что хотят отобрать у нас?
— Если европейские банки заберут себе принадлежащие России средства, мы пойдем на адекватные меры. Среди экспертов есть мнение, что мы сможем забрать у западных банков такую же сумму, какую они заморозят в российских золотовалютных резервах.
«СП»: Сможем ли мы изъять еще какую-то собственность у наших недругов, скажем так? Что еще мы можем арестовать, отнять у недружественного бизнеса? Вся ли украинская (в широком смысле) собственность на территории России конфискована и обращена в доход государства?
— Практически вся. Остаются еще какие-то компании, которые сотрудничают в нефтегазовом секторе, но там только те, кто нужен, как говорится, для дела.
Есть несколько компаний в Крыму, которые записаны на украинских олигархов, — резюмировал эксперт.
Как стало известно, действительно, в России арестовано имущество украинского миллиардера Александра Гереги.
Еще в 2022 году глава крымского парламента Владимир Константинов сообщил о национализации имущества украинских олигархов в Крыму. В частности, в собственность республики передали более 130 объектов, относящихся к ООО «РусЛайн Ко».
Среди учредителей компании ООО «РусЛайн Ко», по данным системы «БИР-Аналитик», были в том числе фирмы, которыми владеет Герега: «Новая линия» и «Эпицентр К». Однако с 2018 года учредителем «Руслайн Ко» значится компания «Дром Венчерс Лимитед», находящаяся на Маршалловых островах, по информации из СМИ, это офшорная компания украинского бизнесмена.
Герега в 2021 году входил в список богатейших людей страны, который был опубликован «Forbes Украина». В 2018-м Россия внесла украинского миллиардера в санкционный список.
Также, в ходе разбирательства по иску, поступившему в Арбитражный суд Московской области, стало известно, что дочерняя структура Сбербанка находилась на Украине. И тут возникает множество вопросов к украинской стороне.
Насколько тесно и каким образом финансовые структуры, находящиеся на Украине, были связаны с американскими банками? С таким вопросом «СП» обратилась к доктору экономических наук, профессору Финансового университета при правительстве России Александру Сафронову.
— Дело в том, что Сбербанк владел своей структурой на Украине через филиал, но сразу после начала СВО эти деньги Украиной были заморожены.
Теперь мы будем забирать аналогичные суммы со счетов их банков, находящихся в России. Есть достоверная информация, что украинские банки хранили свои средства на корсчетах в американских банках. Именно поэтому все претензии сейчас к ним.
«СП»: Остались ли в России структуры, связанные с бизнесом Украины и недружественных государств?
— Структур, связанных с украинским бизнесом, в России, насколько я знаю, практически не осталось, но, если их находят, моментально подвергают имущество аресту.
Что касается бизнеса недружественных государств, то им невыгодно уходить из России, они перерегистрируют свои названия и продолжают работать в нашей стране. Можно привести всего 2 примера: АО «Данон Россия» после передачи российского бизнеса Danone Росимуществу переименовано в АО «Эйч энд Эн».
Напиток Coca-Cola в России имеет новое название — в рамках ребрендинга Cola стала «Добрый Cola». Вообще, хочу сказать, что западный бизнес очень неохотно уходит из России, потому что для него это миллиардные убытки. Именно поэтому западные компания идут на все, только чтобы любым способом сохраниться в нашей стране.