Европейские страны рассчитывают согласовать 18-й пакет санкций, в который будет включено снижение ценового потолка на российскую нефть, сообщил Reuters со ссылкой на четыре источника. Один из собеседников агентства полагает, что лимит будет снижен до $47 за баррель.
Страны ЕС, G7 и Австралия (позже к ним присоединилась Швейцария) ввели потолок цен на нефть из России в декабре 2022 года. При цене на уровне в $60 за баррель и ниже поставки нефти в третьи страны и услуги по их транспортировке разрешаются. Но если ресурс продается дороже потолка, то компании из стран G7 не смогут оказывать сопровождающие транспортировку нефти услуги.
В ответ в конце того же месяца президент Владимир Путин подписал указ о запрете на поставки российской нефти и нефтепродуктов иностранным гражданам и компаниям в том случае, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».
Данный документ неоднократно продлевался, указ на текущий момент действует до конца 2025 года. При этом «специальное решение» президента позволяет сделать исключения на поставку нефти и нефтепродуктов.
Автор телеграм-канала «Нефтегазовый Мир» Сергей Ветчинин в разговоре с «СП» подчеркнул, что публикация Reuters отражает не решение, а лишь планы ЕС.
— Европейцы слишком сильно сейчас равняются на США, поэтому в ближайшее время они вряд ли будут принимать жесткие санкции. Лишь периодически угрожать, но не более того. Пока они не понимают, что реально в отношении России будет делать американская администрация.
Европейцы также предлагали сделать не фиксированный потолок цен на нефть, а динамический. Предполагается, что стоимость нефти должна быть на 15% ниже средней рыночной цены за последние шесть месяцев.
Все это звучало достаточно угрожающе, но многие специалисты сомневаются в том, как это все будет выполняться. Крупнейшие покупатели российской нефти — Китай и Индия — практически не обращают внимание на ценовой потолок, который, правда, способствует увеличению дисконта на российскую нефть.
«СП»: Что делать России в случае введения потолка в $47 за баррель?
— Российские компании будут продавать по той цене, которая позволит сохранять рентабельность сделок, чтобы не уходить в убыток, а также устанавливать цены непосредственно с покупателями.
Индийские и китайские импортеры, подразумевая потенциальное решение ЕС, будут торговаться с российскими поставщиками по поводу дисконта, чтобы его увеличить.
Санкции будут работать не на краткосрочный эффект, а на более длительный период. Перекрытие доступа России к мировым финансовым рынкам, а также высокая ключевая ставка, резко снизили возможности привлечения стороннего финансирования. Компании поддерживают развитие за счет собственных ресурсов, которые они получают от продажи товаров.
Чем меньше в силу дисконтов денег доходит до экспортеров нефти, тем меньше у них возможностей развивать свой бизнес.
Санкции работают на удушение экономики, но не на моментальное, а на постепенное. С другой стороны, в некоторых случаях западные ограничения помогают России находить внутренние резервы.
«СП»: Возможен ли сценарий, что Россия будет продавать нефть Индии и Китаю по цене $47 за баррель?
— Для многих российских месторождений это будет на грани рентабельности. Себестоимость добычи находится на уровне $30−40 за баррель, к тому же надо учитывать логистику и дисконты для больших покупателей.
Если принять во внимание, что Россия будет действовать в строгом соответствии с требованием европейского потолка, то потоки нефти могут прекратиться. Но пока российские экспортеры лишь учитывают потолок, исходя из своих возможностей поддерживать рентабельность сделок и уровень дисконта.
Санкции не могут перекрыть российский экспорт нефти, хотя, повторюсь, и способствуют увеличению дисконта на российскую нефть. Но в убыток наши экспортеры долго торговать не будут. Только если государство не будет восполнять потери, но у бюджета и так проблем хватает, учитывая дефицит в 1,7% ВВП.
«СП»: Понимают ли индийские и китайские импортеры, что Россия не будет долго торговать в убыток?
— Да, они прекрасно это понимают. Поэтому и оставляют такую цену на нефть, чтобы она была рентабельной для поставщиков. Если потребуют слишком большой дисконт, то российские экспортеры могут возразить, объяснив это тем, что такие поставки будут слишком невыгодными для них.