
Щукинский «Доктор Айболит». Фото: пресс-служба театра
тестовый баннер под заглавное изображение
«Айболита» играют на курсе Анны Леонардовны Дубровской. Этот педагог, как и другие щукинские мастера (Иванов, Николаенко, Дворжецкая), знает секрет по выращиванию звезд. Точнее, будущих звезд. «Доктора Айболита» Дубровская поставила еще с предыдущим выпуском, и, казалось, детский спектакль, имевший успех, отыграли и положили на полку, но нет — педагог возродила «Айболита» с новым набором студентов.

Разогрев малышни начинается минут за 15 до спектакля, прямо в фойе перед театральным залом. Студенты играют с маленькими зрителями, ненавязчиво готовя их к представлению. Замри/отомри, показываем животных, наконец, поем про Айболита на мотив знакомой всем поколениям «Чунги-Чанги». Зритель готов.
Ну а на сцене 25 студентов разыгрывают с раннего детства знакомую историю, в которой все персонажи — главные, потому что здесь все играют всех. Вот разве что только девочки не выступили в роли сердобольного Айболита и разбойников. А так они меняются ролями на ходу, мгновенно, соблюдая для такого спектакля самое главное — ритм.
Но вообще-то «Айболит» предназначен прежде всего для сценической речи, и ритмичное четкое произношение прозаического и стихотворного текста имеет первостепенное значение. Самое главное — азарт, с которым играют студенты, передается в зал со сцены, а также из проходов между рядами — они захвачены героями сказки. Детям некогда скучать: игра на сцене, игра в зале.
Прием маленькому зрителю хорошо знаком — они сами так играют на площадке во дворе, без костюмов, грима, мгновенно преображаясь в того, в кого или во что играют. Можно волосы зачесать вперед в виде рога — и ты уже носорог. Рычишь — лев, скачешь, болтая впереди себя руками, — обезьянка Чичи. В общем, условность безусловная. Дети не проходили премудрости актерского мастерства, но безоговорочно верят в предлагаемые обстоятельства. Вот и в «Щуке» на «Докторе Айболите» происходит то же самое.
Кто из этих ребят взлетит, станет известным — пока не очень понятно. Но вот вчерашняя выпускница Дубровской, являющаяся сейчас актрисой Вахтанговского театра, Полина Рафеева, в свое время тоже бегала в «Айболите» разными зверюшками. Теперь у Полины главные роли в академическом театре, премия Союза театральных деятелей и театральная премия «МК». Анна Леонардовна сумела рассмотреть в ней перспективную актрису. Впрочем, как и в других ребятах.
Что же такого знает педагог Дубровская, что у нее получаются такие выпускники? Об этом мы поговорили с Полиной Рафеевой.
— Анна Леонардовна удивительная женщина. Нам, девочкам, всегда хотелось дотянуться до нее, учиться у нее стати, внутреннему благородству. Она сама как личность, как женщина мотивирует на это. И мальчикам нашим она прививала культуру, в том числе как обращаться с женщинами согласно этикету. И они впитывали все это, и мы видели, чувствовали, как это проявляется в жизни.