Украине необходимо срочно изыскать средства для закупки газа на следующий отопительный сезон, в противном случае стране грозит переход на почасовую подачу тепла. Об этом сообщает украинская «Экономическая правда» (ЭП) со ссылкой на сотрудника одной из энергетических компаний.
Собеседник издания напомнил о ситуации в Ровно, где местный водоканал из-за долгов начал подавать воду потребителям по часам. И отметил, что, если не начать решать проблему срочно, подобный «сценарий ждет нас и по теплу».
«Правительство совместно с „Нафтогазом“ должно убедить МВФ урегулировать этот вопрос перед отопительным сезоном, иначе будет катастрофа», — приводит газета слова своего собеседника.
По данным Aggregated Gas Storage Inventory, в начале апреля в подземных хранилищах Украины было менее 5 миллиардов кубических метров газа, причем «активного» (того, который можно физически поднять из хранилищ) лишь 900 млн кубов. Для сравнения: год назад в ПХГ оставалось 3,5 млрд куб. м «активного» газа.
При этом, несмотря на завершение отопительного сезона во многих городах, на Украине до сих пор не стартовал сезон закачки газа, но продолжается его отбор — по 7−10 млн кубических метров в сутки, подчеркивается в материале.
В то же время для прохождения следующего отопительного сезона «Нафтогазу» необходимо закупить на внешних рынках, по меньше мере, 4,5 млрд кубов газа. По нынешним ценам это более 2 млрд долларов, но с учетом вероятного роста биржевых цен финальная сумма может увеличиться. И это без стоимости доставки, которая обойдется еще в сотни миллионов долларов.
Где взять необходимые средства, до конца никто не понимает.
Агентство РБК-Украина, напоминает ТАСС, ранее сообщало, что «Нафтогаз» уже просил МВФ выделить деньги на импорт газа, что было встречено представителями фонда с удивлением.
Ситуацию усугубляют долги и проблемы во взаиморасчетах на внутреннем рынке теплоснабжения. По данным члена правления «Нафтогаза» Ивана Лукери, только предприятия теплоснабжения задолжали компании порядка 90 млрд гривен (2,18 млрд долларов по курсу Нацбанка Украины). При этом потребность в финансировании «Нафтогаза» он называет «вызовом национального масштаба» и рассчитывает, что правительство, парламент, а также международные партнеры помогут.
Украинский премьер Денис Шмыгаль в конце марта заявлял, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил «Нафтогазу» заем под закупку газа на 270 млн евро, а также есть договоренность о грантовой помощи от Норвегии в размере 140 млн евро. Но это лишь пятая часть от необходимого минимума.
«Эти 410 млн не покрывают и мизера от реальных потребностей. Максимум 20%. Где взять остальное?» — задается вопросом депутат Верховной Рады Максим Хлапук.
Нелишним будет вспомнить, как в 2021 году тот же Шмыгаль озвучивал амбициозные планы по достижению незалежной полной газовой самообеспеченности к 2025 году. Теперь, понятно, эти цели становятся все более и более труднодостижимыми.
Но виноват, по мнению украинского издания, почему-то президент РФ Путин. Именно он, якобы «создал ситуацию», при которой Украина, заблокировав транзит российского газа через свою территорию, вынуждена покупать его в соседних странах задорого.
— На самом деле то, что Украина столкнулась с дефицитом газа, это закономерный исход, — комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Весь постсоветский период своей истории Украина проедала газ из подземных хранилищ. После развала СССР в украинских ПХГ оставалось много газа, и каждую весну они выходили из отопительного сезона с меньшими запасами, чем в предыдущую. Этот сценарий повторялся почти каждый год, и постепенно-постепенно газа в хранилищах становилось все меньше и меньше.
Поэтому, где тут вина России, совершенно непонятно. Когда-то газ должен был закончиться, и это произошло сейчас. Кстати, если бы транзит сохранился, они все рано бы пришли к такому результату. Все равно подземные хранилища были бы опустошены.
Другое дело, что им платили бы за транзит. Соответственно, они имели бы деньги (конечно, не 2,5 млрд долларов), на которые смогли закупить газ. То есть с точки зрения финансов было бы попроще.
Но Украина и так как бы на внешнем финансировании. Чего жаловаться?
«СП»: Привычка, наверное…
— Я думаю, что все эти рассказы о том, как «все ужасно плохо» цель имеют одну — «дайте денег». Плюс Украине надо сейчас эти деньги выбить.
Потому что, если конфликт закончится, то этот её статус «жертвы» уже будет весьма размытый. И деньги будет получить сложнее.
Ну и еще надо успеть закупить этот газ и закачать в подземные хранилища.
Но вот относительно 4,5 млрд кубом, здесь, мне кажется, они просчитались. Потому что именно в 2025 году Россия наносила все-таки удары и по месторождениям — как в Харьковской области, так и на Западной Украине. Сколько они сейчас, в принципе, могут добывать, непонятно.
Тем не менее, 4,5 млрд, это, наверное, совсем минимум. С учетом того, что следующая зима будет очень равномерная, без каких-то сильных морозов. В противном случае начнутся проблемы.
Поскольку чем меньше газа в подземных хранилищах, тем меньше ежесуточно ты его можешь достать. В идеале надо, чтобы зима была без температурных скачков в минус.
«СП»: Газ, получается, они, скорей всего, будут покупать российский?
— Российский, который приходит в Европу. Хотя, конечно, могут и любой другой покупать, здесь не суть важно. Все равно это поставки в Европу, в том числе российского, по сути, газа.
Вот если бы они сохранили транзит, то в Европе было бы больше газа, больше конкуренции, а значит, ниже цены. Но они сами его перекрыли. Причем, и мы, и европейцы предлагали разные варианты: например, перенести точку сдачи-приемки на российско-украинскую границу, чтобы по территории Украины как бы проходил европейский уже газ. Все варианты, которые возможны, Россия предлагала и была на них согласна, но в Киеве принципиально отказались от транзита российского газа.
Поэтому в Европу теперь приходит меньше газа, там больше дефицит и выше цена.
Какой-то мазохизм Украина демонстрирует. И еще обвиняет Россию. Хотя во всех бедах виноваты только они сами.
«СП»: Нехватка газа как-то отражается на ВПК Украины, или здесь нет никакой взаимосвязи?
— Мы не знаем какая приоритетность подачи электроэнергии и отопления на объекты ВПК. Я думаю, они тоже испытывают проблемы из-за отключения электроэнергии. Но в последнее время отключений меньше стало.
Нехватка газа, скорей всего, не является какой-то большой проблемой для ВПК Украины. По крайней мере, сейчас. Вот если, условно говоря, в следующем году встанет вопрос, что всех невозможно снабдить теплом и газом непосредственно для бытовых нужд, поэтому давайте выбирать, тогда риски у ВПК появляются.
Пока что они никого не отключали от отопления в отопительный сезон. И население, и промышленность, и административные объекты — всех снабжали теплом. То есть в этом плане им не нужно было делать выбор. Как будут обстоять дела в следующем отопительном сезоне, посмотрим.
Но, учитывая украинскую практику, я думаю, без всякого сомнения будут понижать температуру для многоквартирных домов и спокойно сохранять отопление на объектах ВПК, если такой вопрос встанет перед ними. Почасовой подачи не будет. Там либо часть учреждений просто отключат, либо уменьшат температуру в теплоносителе. То есть будут подавать столько, чтобы прогреть квартиры не до 20, а до 15 градусов. Вот вам и экономия уже.