Приближается 4 ноября — День народного единства. Праздник одновременно новый, 2005-го года рождения, и старый, уходящий корнями в историю еще Российской империи.
Переплетение нового и старого вообще одна из характерных особенностей нашего времени. Прямым следствием этого переплетения стало и формирование в стране качественно другой элиты. Как на федеральном, то есть общенациональном уровне, так и на региональном, местном. Плохая ли, хорошая элита взросла и там, и там — отдельный вопрос, факт, что она — другая.
Особенность любой элиты — ее преемственность. От отца к сыну, от родителей к детям. Ключевой признак тут — фамилия. Какие же фамилии за последние три десятка лет заиграли новыми красками на Урале, в опорном крае державы, как назвал его советский поэт Александр Твардовский?
Жизнь детей новой/старой российской элиты недоступна абсолютному большинству граждан. Некоторые отпрыски уральских элитных семей учились за рубежом, другие очень много зарабатывают. У некоторых в биографии есть то и другое. Итак, посмотрим.
Алтушкины
18-летний Давид Алтушкин (сын владельца Русской медной компании) запускает сейчас заправку Oillab by RCC.
Видимо, имел значение опыт его брата Тимофея, который ранее открыл в Екатеринбурге элитную автомойку «Autolab RCC» с клубом и рестораном. На инвестиции в проект он потратил 250 миллионов рублей. Причем, Тимофей признает, что этот бизнес себя не окупит. Основной заработок молодого бизнесмена по-прежнему связан с бизнесом отца. Кстати, у него английское гражданство. Он учился в Лондоне.
Александр Алтушкин тоже занимался проектами РМК. Но прославился своими промоутерскими амбициями. Всего же у Игоря Алтушкина шесть детей.
Мительман
Сын старейшего челябинского предпринимателя Семена Мительмана начал зарабатывать в 16 лет. В 17 лет он купил первую машину — старые «Жигули». В 24 года Илья Мительман возглавил ассоциацию «Хлебпром», в 30 лет стал депутатом городской думы.
Кстати, он оставался депутатом нескольких созывов.
Если говорить о бизнесе, то сейчас Мительман-младший занимается кондитерской фабрикой «Фантэль».
У Ильи репутация любвеобильного человека. Ранее ему приписывали романы с такими знаменитостями, как Жанна Фриске, Мария Кожевникова, Ирина Шейк и Ольга Бузова.
Однако женился Илья в итоге не на знаменитой девушке. И через некоторое время развелся.
Мительман-младший — спортсмен. И спорт поддерживает. В 2014 году он на свои средства создал клуб единоборств «Братич».
Видгоф
Челябинец Михаил Видгоф занимается бизнесом отца, одного из самых известных предпринимателей Челябинской области. Он входит в руководство группы «Бовид».
Раньше отец был депутатом городской думы. Теперь сын — депутат Законодательного собрания Челябинской области, председатель комитета по молодежной политике, культуре и спорту.
Михаил — не герой светских романов. Зато эта фамилия усилиями отца оказалась запечатлена в Челябинске не только в урезанном виде в названии компании «Бовид», но и полностью — в названии гранд-отеля «Видгоф».
Михельсон
Эта фамилия не нуждается в долгих представлениях. Леонид Михельсон — миллиардер, глава российской газовой компании ПАО «Новатэк», крупнейший акционер ведущего российского нефтехимического холдинга «Сибур» (зарегистрирован в Тобольске, Тюменская область).
Дочь миллиардера Виктория Михельсон училась истории искусств в университете Нью-Йорка, управляла работой собственной художественной галереи «Виктория» в Самаре. Кроме того, Виктория стала членом попечительского совета Музея современных искусств в Нью-Йорке.
Козицына
Мария Козицына — дочь гендиректора Уральской горно-металлургической компании. Она с золотой медалью окончила Ломоносовскую школу «Интек» в Подмосковье, а потом — экономический факультет Высшей школы экономики. Живет она в Москве довольно скромно, но при этом входит в топ-30 самых богатых наследников и наследниц России.
Артюхов
Дмитрий Артюхов — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. А еще он — сын бывшего секретаря тюменского регионального политсовета «Единой России» Андрея Артюхова, ставшего потом сенатором от Тюменской области.
Губернатора Артюхова не назовешь миллиардером. Однако по сравнению со средним россиянином он зарабатывает очень хорошо. За 2021 год, например, заработал более 26 млн руб.
А потом публикация деклараций о доходах чиновников стала необязательной.
Шуваловы
У депутата Госдумы от Ханты-Мансийского автономного округа Вадима Шувалова оба сына занимаются бизнесом. Старший сын Илья создал сеть кафе в нескольких городах. Младший решил пробовать себя в разных сферах. Создал клининговую компанию и спа-салон в Сургуте. Потом создал туристический онлайн-сервис для подбора маршрутов.
Алекперов
Богатейший наследний России — Юсуф Алекперов, сын основного акционера «Лукойла» Вагита Алекперова. Начинал карьеру с работы оператора по добыче нефти и газа. Издание Forbes оценил состояние Алекперова-младшего в 200 миллионов долларов.
Данные Единого госреестра юрлиц указывают, что Юсуфу принадлежит холдинг «Экто», включающий компании от автодилеров до производства газировки и спортивных судов. В структуре холдинга есть фирма входит «Веллтех» — нефтесервис в Когалыме, обслуживающий нефтяные скважины «Лукойла» в ХМАО.
В этом году среди бизнес-проектов Алекперова-младшего появилась компания на рынке детского питания.
Салихов
У бывшего топ-менеджера «Лукойла» Равиля Салихова сын Ринат создал крупнейший нефтесервис в ХМАО. Кроме того, у него есть нефтесервисное предприятие в Самаре и финансовая компания в Москве.
Лет 20 назад молодое дарование инвестировало в краснодарский стартап по запуску кафе без поваров. За 2023 год компании Салихова-младшего принесли ему 60 миллиардов рублей дохода, только вдумайтесь в эти цифры.
Худайнатов
У владельца «Независимой нефтегазовой компании» Эдуарда Худайнатова сын Алексей — учредитель группы компаний «Браер». Предприятия группы находятся в Москве, Туле и Тульской области. В том числе это кирпичный завод «Braer», транспортная фирма, предприятия по торговле стройматериалами, строительству и продаже недвижимости. При этом фирма «Браерснаб» Худайнатова-младшего выполняет миллионные госконтракты на поставку кирпича и бетонных плит. Доходы его за 2023 год превысили шесть миллиардов рублей.
Махмудов
Джахангир, сын основателя Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандара Махмудова, окончил Лондонскую школу бизнеса и Международную бизнес-школу Hult.
Вопреки классическому построению бизнес-династий единственный сын Махмудова начал работать не с низов, а с верхов. Видимо, были на то основания. Парень сразу стал топ-менеджером компании «Аэроэкспресс». Успел поработать Махмудов-младший и в банке Goldman Sachs. Потом он трудился директором по трансформации компании «УГМК-Холдинг». В 2021 году стал владельцем маркетплейса стройматериалов «ГдеМатериал».
Неелов
Юрий Неелов полтора десятилетия был главой Ямало-Ненецкого автономного округа, после чего избрался в Совет Федерации.
Его сын Сергей имеет долю в бизнесе тюменского ТРЦ «Галерея Вояж». Однажды Неелов-младший стал героем «панамских документов». Причем, указывалось, что у него есть гражданство Швейцарии. И еще говорилось, что что в 2011 г. он получил заем на 3 миллиона швейцарских франков от белизской SWGI Asset Management (фирма контролировала 15,4% акций «Новатэка»).
Сейчас для многих элитных российских семей сложнее стало появляться в Европе. Однако с такими финансовыми возможностями, какие есть у них, можно прекрасно жить и отдыхать и в других местах — Арабские Эмираты, Китай, Турция или менее популярный, но богатый Оман.