Кадр из фильма «Все, что нам кажется светом». Пресс-служба Киноакадемии
Премия вручается за достижения в области кино, созданного кинематографистами более 70-ти стра Азиатско-Тихоокеанского региона. Азиатский «Оскар» охватывает Австралию, Индию, Камбоджу, Новую Зеландию, Индонезию, Японию, Израиль, Иран, Корею, Китай, Шри-Ланку, Таиланд, Турцию, Россию. На ее долю приходится порядка 4,5 миллиардов жителей.
В рядах Азиатской киноакадемии — более 1000 кинематографистов. Лауреатами прежних лет были: Андрей Звягинцев, трижды становившийся победителем («Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»), Алексей Герман-младший («Под электрическими облаками»), Георгий Данелия и Татьяна Ильина («Ку! Кин-дза-дза»), операторы Петр Духовской и Тимофей Лобов («Мешок без дна»), актеры Надежда Маркина («Елена») и Александр Яценко («Аритмия»), Андрей Хржановский («Нос, или Заговор «не таких»), Сергей Сельянов (за выдающийся вклад в азитско-тихоокеанский кинематограф).
В 2024-м в номинациях представлен 31 фильм из 23 стран вышеназванного региона. Темой нынешнего года стала «Земля», что подразумевает традиционные культурные и исторические смыслы, которые исследованы через призму кино.
Лидируют две картины, как подчеркивается, сделанные женщинами о женщинах. У них по пять номинаций — «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучшая актерская работа».
«Апрель» грузинского режиссера Деи Кулумбегашвили (Грузия, Италия, Франция) был впервые показан в сентябре на Венецианском кинофестивале и отмечен спецпризом жюри. Главная героиня — сельская акушерка – делает аборты местным жительницам, которые не приветствуются. Сам процесс зрители наблюдают почти в режиме реального времени, чем уже не удивить, поскольку подобные картины появлялись и прежде, побеждали на ведущих мировых фестивалях. После трудовых будней акушерка встречается всякий раз со случайными мужчинами и периодически превращается в монстра. Главную роль сыграла актриса Тбилисского театра им. Шота Руставели Ия Сухиташвили.
Кадр из фильма «Апрель». Пресс-служба Киноакадемии
В лидерах оказалась и картина «Все, что нам кажется светом» (Франция, Индия, Нидерланды, Люксембург) индийского режиссера Паял Кападиа, премьера которой состоялась в мае на Каннском кинофестивале, где она получила Гран-при. Фильм рассказывает о медсестрах, работающих в доме престарелых в Мумбаи и испытывающих на себе все трудности царящего в стране патриархата. Это первое за 30 лет появление в каннском конкурсе индийского кино. Картина для Кападиа дебютная. До этого она работала в документальном кино.
На звание «Лучший фильм» также претендуют «Пустыня Намибии» Ёко Яманаки (Япония) о молодой жительнице Токио с биполярным расстройством, «Хэппи-энд» (Япония, США) режиссера Нео Сора о дурной шутке старшеклассников над директором школы, поставивших его автомобиль вертикально, после чего устанавливается система видеонаблюдения и ужесточается контроль по всему Токио. Это и «Убить монгольскую лошадь» (Малайзия, Гонконг, Республика Корея, Япония, Саудовская Аравия, Таиланд, США) уроженки Внутренней Монголии, получившей образование в США Сяошуань Цзян. Она рассказывает историю реального монгольского наездника, ставшего артистом конного шоу.
Четыре и пяти картин, претендующих на титул «Лучший фильм», сняты женщинами-режиссерами, только начинающими свою карьеру. Азиатская киноакадемия анонсирует, что доля женщин в номинациях игрового кино составляет 41 процент, а 67 номинированных фильмов созданы дебютантами и режиссерами, представляющими свои вторые картины.
Кадр из фильма «Святое электричество». Пресс-служба Киноакадемии
В режиссерской номинации представлены четыре начинающих режиссера: Паял Кападиа из Индии, Сяошуань Цзян из Внутренней Монголии, Деа Кулумбегашвили и Тато Котетишвили («Святое электричество», получившее «Золотого леопарда» в Локарно) из Грузии. В одной компании с ними оказался опытный франко-камбоджийский режиссер Рити Панх, снявший «Встречу с Пол Потом».
Впервые в актерской номинации представлены исключительно женщины. Среди пяти актрис — Ия Сухиташвили из Грузии, сыгравшая главную роль в «Апреле», и Мадина Акылбекова из Казахстана, которая исполнила роль танцовщицы и матери-одиночки в «Мадине» Айжан Кассымбековой.
В анимационной номинации представлены фильмы из Японии, Филиппин, Австралии, Республики Корея.
Помимо церемонии вручения пройдет форум, включающий встречи и семинары, питчинг начинающих кинематографистов. В фокусе внимания будет прежде всего человек и акцент сделают на сохранение культурного наследия.