Вторая конференция по урегулированию конфликта на Украине — так называемый «саммит мира», запланированный на ноябрь, не состоится. Об этом решении Зеленского сообщила советница главы офиса президента Украины Дария Заривна.
По её словам, пока проходят некие тематические конференции по каждому пункту формулы мира. Их итоговые коммюнике станут основой для предстоящего «мирного плана» для второго «саммита мира», который, вероятно, состоится «позже».
Среди тем упомянутых конференций, второстепенные по отношению к политическому урегулированию вопросы: освобождение военнопленных, гражданских заложников и возвращение детей. Последняя из них завершится в Канаде 31 октября.
Похоже, «мирный план победы», который до сих пор продвигал Зеленский, денонсирован самим Киевом. Глава Украины собирался продвигать его на встрече «Рамштайн» в Германии 12 октября, но Байден и Блинкен отменили свой приезд туда, сославшись на погоду.
Россия заранее отказалась от участия во втором «саммите мира» где бы и когда бы он не состоялся. Поскольку позиция Киева, объясняли наши дипломаты, больше похожа на ультиматум и не содержит никаких пунктов политико-дипломатического урегулирования.
Срыв второго саммита случился после запуска платформы «Друзья мира», созданной Китаем и Бразилией. Урегулирование конфликта на Украине предполагается «посредством инклюзивной дипломатии и политических средств, основанных на Уставе ООН».
Первый «саммит мира» прошёл на швейцарском курорте в июне. В нём приняли участие представители 91 государства. Россию не приглашали. Китай отказался. Подпись под итоговым документам декларативного характера поставили 79 стран.
Накануне встречи в Швейцарии свой мирный план представил Владимир Путин. Он предложил Украине вывести войска из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также отказаться от вступления в НАТО. Кроме того, Запад должен снять с России санкции.
По мнению экспертов «СП», Киев сильно зависит от «старшего брата» — американцев.
— Зеленский отменил саммит в силу его очевидной бесполезности, — считает политолог Богдан Безпалько. — Хотя идеи мирного урегулирования озвучиваются, на самом деле этот процесс сейчас находится в тупике.
С одной стороны очень сложно, даже невозможно, пытаться урегулировать конфликт без России, что хочет сделать Украина.
А с другой, когда мы, Россия, предлагаем урегулировать вопрос между главными игроками — Россией и США, то американцы начинают ссылаться на Киев. Кроме того, сейчас все заявления, действия, даже оскорбления будут осуществляться в рамках предвыборной кампании в США.
«СП»: Поясните, пожалуйста…
— Например, российский МИД возмутился оскорбительными высказываниями Камалы Харрис в отношении президента России. Это же чисто предвыборная пропаганда! Харрис обвинила не столько Путина, сколько Трампа. Он, дескать, контрабандой в 2020 году направил в Москву некое секретное оборудование для диагностики ковида. Мол, Трамп плохой, а значит американцам надо голосовать за неё, за Харрис, а не за Трапма.
Поэтому саммит мира абсолютно бесполезно проводить до результатов президентских выборов в США. Любые устремления, состав участников — всё будет тут же оспариваться. Если пригласят, допустим, Москву и Киев, то скажут, что надо действовать до полного поражения России и победить. А если только Киев, без Москвы, оспорят на том основании, что Украина конфликтует с Россией и без неё нельзя. В любом случае всё раскритикуют.
«СП»: Отменив второй саммит, Киев дал понять, что он может состояться позже…
— Выборы в США намечены 5 ноября. Пока посчитают голоса… Если, предположим, 10 ноября точно определится победитель — скорее всего Харрис, то Зеленский тут же объявит, что готов провести второй саммит с участием президента США. Будет понятно на кого ориентироваться. Если Трамп проиграет, он уже не сможет угрожать, противодействовать. А сейчас зачем Зеленскому ссориться с кандидатами? Он присоединится к победителю.
«СП»: России по-прежнему нет смысла участвовать?
— Пока не сложатся условия, более-менее приемлемые для обеих сторон, хотя бы в общих чертах, нет никакого смысла проводить ещё один саммит, потому что все договорённости, как правило, изначально достигаются непублично.
А кроме того, зачем Москве прямо сейчас о чём-то договариваться, если мы видим прорыв наших войск на Запорожском направлении, окружаем Селидово и Курахово, скоро падёт Покровск? Может к февралю наша армия уже освободит Запорожье, Днепропетровск!
Кстати, переговоры могут длиться и до конца 2025 года. Украина к тому моменту исчерпает ресурсы ещё сильнее. Зачем давать ей передышку? Они могут попытаться купить снаряды (например, у Индии) и как-то усилить свои переговорные позиции. Зачем нам это надо?
— Назначить второй саммит на ноябрь — большая глупость, — указывает военно-политический эксперт Михаил Александров. — Ведь в ноябре пройдут выборы в США. И все понимают, что они будут непростыми, ситуация будет напряжённой. Кому в такой момент нужна Украина?! По этой причине Зеленскому дали понять, что его предложение неуместно и эти планы тихо слили.
«СП»: На встречу в «Рамштайн» Байден с Блинкеном тоже не поедут…
— Видимо, у команды Байдена нет стопроцентной уверенности, что они победят. Если выиграет Трамп, то все договорённости, которые достигли бы в «Рамштайне» в случае приезда туда Байдена, вылетели бы в трубу.
Более того, эти договорённости могли бы подставить вице-президента Харрис, сыграть против неё. Мы видим, что американцы не очень настроены помогать Украине. После урагана «Хелена» пострадавшим платят по 750 долларов, а Киеву — миллиарды. Абсурд.
«СП»: Есть ли вообще смысл во втором саммите, если первый прошёл неудачно? Результата же не было…
— Их проводят не для того, чтобы урегулировать конфликт, а чтобы дискредитировать Россию, направить против неё гнев мирового большинства, переориентировать его на Украину. Посиделки с промыванием мозгов государствам мира. Поэтому ехать на этот второй саммит России не надо.
«СП»: Недавно появилась платформа Китая и Бразилии. Может объединить два формата с целью выработки тех или иных решений?
— Разговоры о мире бессмысленны на данном этапе. Потому что западный мир пока на мир не настроен. Он будет настроен, когда мы достигнем больших успехов на фронте. Условия мира, приемлемые для РФ, были изложены президентом Путиным. Вряд ли мы от них отступим. Хотя кто-то в нашей элите, наверное, хотел бы замирения любой ценой.
Но с точки зрения национальных интересов, никакого мира быть не должно, пока не будут достигнуты все цели спецоперации.