В Минфине разрабатывается законопроект «О внедрении национальной системы подтверждения ожидания товаров», таким хитрым образом обозвали комплекс мер по борьбе с так называемым «лжетранзитом». Это когда товар, проезжая через территорию России, «теряется» на бескрайних просторах нашей страны. Цена вопроса невелика, всего 150 млрд рублей. Но дело, судя по всему, отнюдь не в поступлениях в госбюджет.
«Вопросы сокращения теневого ввоза, действительно, прорабатываются. Цель этой работы — борьба с недобросовестными участниками рынка и выравнивание условий конкуренции для бизнеса, который работает „вбелую“, уплачивая все импортные платежи», — заявили в Минфине.
Прежде всего министерство почему-то волнует уплата НДС. Явно неспроста, ведь данный налог по многим позициям импорта является практически запретительным. Без уплаты 20% — в дополнение к и так немаленьким ввозным пошлинам — можно ввести очень ограниченный список оборудования. С небольшими изменениями и по сей день действует постановление правительства РФ от 27.05.2021 № 796 от 2 июля 2021.
Как можно увидеть, в этом самом «Перечне технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» нет важнейших позиций.
Тех же токарных, фрезерных и всяких прочих станков. Потому, что де-юре в РФ их типа выпускают — покупайте отечественные. То, что их на самом деле нет, никого не волнует.
«Я допускаю, что подобная схема использовалась и используется для уклонения от уплаты НДС, но знаю из первых рук не один пример, когда крупные партии санкционных товаров, которые официально в РФ не поставляются, завозятся именно по схеме псевдотранзита. Груз идёт, предположим, из Турции в Азербайджан через территорию РФ, но где-то в России бесследно пропадает, таким образом завозятся товары американских брендов. И по-другому этот товар будет не завезти.
Чем меньше вариантов ввоза, чем сложнее каждый обходной путь, тем товар в итоге дороже. Схема с псевдотранзитом была довольно элегантной, она позволяла отвести глаза владельцам бренда или того зарубежного западного поставщика, который боится тех или иных санкций, например вторичных", — объясняет генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник.
То есть далеко не всегда дело только в этот самом НДС, который на всё оборудование, ввозимое в РФ, давно пора отменить. Равно как и ввозные пошлины — на станки они составляют 15%. Суммарно набегает 35%, для современного высокотехнологичного оборудования это миллионы, а то и десятки миллионов рублей.
Что именно везут таким особо хитрым образом? Прежде всего, электронику, в том числе ту, которая используется в оборонных целях. Те же китайцы её нам напрямую уже практически не продают, но туркам или армянам — без проблем.
На втором месте промышленное оборудование, например, металлообрабатывающие станки, прежде всего с ЧПУ. Это тоже «оборонка», хотя не только. Тут в деле не только Китай, но и другие страны, которые не прочь заработать на торговле с русскими. Но тоже опасаются.
Из Евросоюза какой-нибудь станок может поехать в КНР, такие поставки и на самом деле идут.
В Поднебесной станкостроение, конечно, развивается, но немцы и американцы пока всё равно впереди планеты всей. И часть оборудование втихую оседает в России. Всем хорошо — и нам, и производителям.
Отечественная электроника пока в промышленных масштабах отсутствует, станкостроение в РФ тоже почти полностью уничтожено. Без импортных комплектующих и оборудования нам сейчас не выжить, примерно такая ситуация была в 30-е годы ХХ века — в эпоху индустриализации. Но тогда за любую попытку перекрыть поставки в СССР жизненно важных товаров следовал приговор по знаменитой 58-й статье. Вариантов было много:
— 58−7. Подрыв государственной промышленности;
— 58−14. Контрреволюционный саботаж;
— 58−4. Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии
и т. д.
И ведь не поспоришь! Всё подходит, но можно и другие части статьи «пришить». Тех, кто вставлял палки в колёса индустриализации к стенке не ставили, но сажали вполне исправно. И на стройки первых пятилеток враги народа отправлялись уже не вольнонаёмными, а зэками. Очень интересный опыт…
При Сталине поставки станков и прочего оборудования в Советской Союз шли любыми путями, доля контрабанды тоже была вполне приличной. Известен случай — в научных кругах он считается почти что легендой — когда ряд высокоточных приборов из США приплыли в Индию, а оттуда через Афганистан на ишаках были переправлены в СССР.
Ну не продавали нам американцы то, что могло быть использовано в ВПК. А так купили вроде как англичане, в свою колонию отправили — бывает, нужно значит было…
Получается, что сейчас Минфин совершенно открыто становится на сторону американцев и прочих «общечеловеков», которые запрещают ввозить в РФ всевозможные высокотехнологичные товары. То есть вставляет палки в колёса нашей промышленности, «оборонке» в том числе. Купить металлообрабатывающее оборудование всё сложнее, цены растут, а ассортимент уменьшается — санкции, однако. С электронными компонентами та же беда.
150 млрд — рублей это, наверное, очень важно, но отрицательный эффект будет в десятки, а то и в сотни раз больше. Плюс за художества финансистов придётся платить жизнями наших ребят, сражающихся на СВО.
В войска не поступит новое вооружение, средства связи, боеприпасы. Потому, что Минфин против. За станки и чипы пусть у Минпромторга голова болит. А Минфину за наполнение бюджета отчитываться.