Более трети индивидуальных предпринимателей и самозанятых планируют повысить стоимость своих товаров и услуг. Таковы данные исследования сервиса Консоль. Про и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru. В то же время 70% сообщили, что стали больше, чем прежде, вкладывать средства в собственное дело.
О доходах в размере более 150 тыс. руб. в месяц сообщил 41% процент участников исследования. Нынешним размером заработка недовольны 26% респондентов, поэтому в ближайшее время они собираются принять меры для роста прибыли.
Более половины опрошенных (55%) собираются и далее влиять на свой доход в сторону его увеличения. Причем 47% намерены вложиться в диверсификацию бизнеса и расширение спектра оказываемых услуг. Интересно, что почти половина предпринимателей (45%) не прочь вернуться к статусу наемного работника или сочетать его с бизнесом, если появятся интересные предложения.
Экономист, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков считает нынешнее состояние малого бизнеса в России вполне нормальным.
— Конечно, есть давление высоких процентных ставок, от которых малый бизнес несет большие издержки. Это приводит к меньшим объемам выручки, чем могли бы быть.
Но в целом малый бизнес чувствует себя очень неплохо. Ведь он в большинстве случаев ориентирован на физических лиц, в то время как заработные платы у нас растут рекордными темпами — на 19 процентов по сравнению с предыдущим годом. Даже если взять во внимание инфляцию, «очищенный» рост зарплат составляет около 10 процентов. То есть люди могут тратить больше денег на товары и услуги.
К тому же экономика страны сегодня развивается — на днях Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) спрогнозировала ее рост в 2024 году 3,7 процента. С этим согласилось Минэкономразвития России. Но я лично считаю, что темпы роста будут выше, поскольку министерство в последние годы занижает эти показатели.
«СП»: Почему оно это делает?
— Мне это обстоятельство не совсем понятно. Возможно, чиновники сознательно занижают свои прогнозы, потому что опасаются потом не выполнить их. Дать заниженный прогноз, а потом отчитаться о его перевыполнении для чиновника любого уровня всегда предпочтительнее. К тому же на экономику постоянно обрушивались различные испытания — СВО в 2022 году, до этого была пандемия, ранее еще какие-то факторы.
«СП»: Почему значительное число предпринимателей, согласно опросу, получают вполне ожидаемый доход или даже выше? Они правильно выстраивают стратегию бизнеса или работают механизмы господдержки?
— Конечно, поддержка играет роль. Но куда большее значение здесь имеют изначальные ожидания малого бизнеса в 2022—2023 годах.
Тогда у значительной части предпринимателей был большой пессимизм относительно перспектив российской экономики и своих собственных. И нынешний рост перекрывает те негативные ожидания, что имели место тогда. Хотя у некоторых негативные ожидания сохранились.
«СП»: Почему значительная часть предпринимателей и самозанятых готова вернуться в наем?
— Это следствие роста зарплат. Люди видят, что заработки наемных работников увеличиваются очень серьезно — в госсекторе, ВПК, обрабатывающей промышленности и других сферах. Малому бизнесу тоже надо предлагать сотрудникам все более высокие зарплаты, что осложняет ведение собственного дела. И многие рассматривают как привлекательную альтернативу стать наемным работником и получать сопоставимые деньги с нынешними доходами.
Гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев обратил внимание, что малый бизнес в России никогда не был самостоятельным игроком в экономике.
— Эта ситуация прослеживается со времен легализации малого предпринимательства, когда был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Бурный рост этого сектора наблюдался в 1989—1995 годах, когда были приняты первые законы.
Когда измеряли только малый бизнес, до 2008 года, его доля в ВВП была примерно 15−18 процентов, а когда стали измерять малый и средний, то примерно 19−21 процент. То есть на протяжении 30 последних лет объект, тождественный самому себе, всегда был примерно одним и тем же.
«СП»: Насколько важна здесь поддержка государства?
— Знаете, в 2003—2007 годах, когда не было федеральных программ, направленных на его развитие, он рос довольно бурно. Когда с 2008-го начался кризис, и при этом возобновились программы поддержки, он в абсолютных цифрах стал сокращаться, но его доля в экономике осталась той же, ибо сократилась «большая» экономика.
Что касается сегодняшнего положения, то значительную часть доходов малого бизнеса съедает инфляция, и если оценить реально располагаемые средства, то мы увидим, что многие работают даже в минус.
«СП»: Значительная часть респондентов заявила, что готова вернуться в наем. Это следствие трудностей данной сферы или роста зарплат в экономике, о чем заявляет минэкономразвития?
— Не секрет, что дефицит рабочей силы у нас ощущается во всех сферах, родившихся в России работников пытаются заместить мигрантами. Но с ними тоже наблюдаются серьезные трудности. Дешевую рабочую силу найти становится все труднее, что влияет на доходность бизнеса.
Кроме того, конкурировать по зарплатам с предприятиями «большой экономики» малому бизнесу становится все труднее, и некоторые предприниматели приходят к выводу, что проще уйти в наемные работники, чем «барахтаться» самостоятельно. Кроме того, следует обратить внимание на рост числа самозанятых у нас в стране.
Он зачастую объясняется тем, что владельцы некоторых малых предприятий зачастую переводят своих работников через различные схемы в эту категорию. Кроме того, надо понимать, что малый бизнес — это предприниматель или небольшое предприятие, чаще всего занимающие какую-то нишу, которую крупная компания в силу некоторой неповоротливости быстро освоить не в состоянии. Сейчас таких ниш остается все меньше.
Кроме того, в некоторых секторах экономики неплохо растут зарплаты. Скажем, курьеры в Москве получают до 150 тысяч рублей и выше. И хотя это нелегкая работа, она позволяет иметь высокий стабильный доход, который те же малые предприниматели могут себе позволить далеко не всегда.