В России теперь смогут открываться филиалы зарубежных банков. Соответствующий закон вступил в силу с 1 сентября. До этого у иностранных финансовых организаций могли быть только дочерние структуры и представительства.
В рамках нового закона филиал сможет открывать и вести банковские счета юрлиц, переводить деньги по их поручению, проводить инкассацию денег, векселей, платежных и расчетных документов и вести кассовое обслуживание юрлиц. Также филиал сможет выдавать гарантии и поручительства, оказывать консультационные и информационные услуги, проводить лизинговые операции, предоставлять в аренду специальные помещения, сейфы для хранения документов и ценностей.
При этом ЦБ получил право назначать своих представителей в филиалы иностранных банков. Они смогут участвовать в совещаниях, которые касаются управления работой филиала, запрашивать информацию о сделках и операциях, которые проводит филиал, получать документы и информацию от филиала о его банковской деятельности. У филиала должно быть полное наименование на русском языке, иностранцами могут быть не более половины его работников. Такие учреждения будут обязаны соблюдать российские законы, которые касаются антисанкционной политики.
Иностранному банку через свой филиал в России запрещается также запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Данное ограничение не распространяется на часть случаев — заключение договоров, которые являются производными финансовыми инструментами с базисным активом в виде товара, продажу имущества, которое было приобретено зарубежным банком через свой филиал в России для обеспечения своей деятельности и продажу имущества в случае обращения взыскания на предмет залога из-за неисполнения должником обязательства.
Согласно пояснительной записке к закону, иностранный банк сможет открыть только один филиал в России и не сможет открыть внутренние структурные подразделения и привлекать банковские платежные агенты. В документе также указано, что нововведение будет способствовать, в первую очередь, созданию условий для развития системы международных расчетов, а также привлечению иностранных инвестиций для финансирования экономики.
Раньше не было прямой необходимости разрешать филиалам зарубежных банков открываться в России, так как создавались российские юридические лица под полным контролем банковских органов, полагает доцент кафедры международной торговли ВАВТ Андрей Кушниренко.
«Сейчас в связи с тем, что, возможно, не хватает инвестиций, разрешили появление филиалов, которые находятся под несколько меньшим контролем ЦБ, но могут сыграть позитивную роль. Это еще один канал для совершения платежно-расчетных операций, в том числе и в торговле», — сказал он. По словам Кушниренко, скорее всего в России появятся банки из стран Глобального Юга.
Данная мера направлена на улучшение ситуации с расчетами, чтобы платежи нормально проходили за российский экспорт и импорт, сказал заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, доктор экономических наук Алексей Ведев. По его словам, открытие филиалов зарубежными банками будет зависеть от их риск-менеджмента, потому что, к примеру, казахстанские, китайские банки, опасаются вторичных санкций. При этом контроль со стороны ЦБ за филиалами будет сохраняться.
Новый закон сделан для того, чтобы сгладить проблемы с трансграничными расчетами, рассказал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. «Нововведение, видимо, касается банков из дружественных стран. У ЦБ есть список таких банков», — отметил аналитик.
Проблемы с трансграничными платежами усугубились в начале 2024 года после того, как президент США Джо Байден в декабре прошлого года подписал указ, передавший полномочия Минфину США вводить санкции в отношении зарубежных банков за помощь в проведении сделок для подсанкционных российских лиц. После этого Bloomberg сообщал, что некоторые китайские госбанки отказались принимать платежи из России от подсанкционных организаций.
По словам Кушниренко, в банковском законодательстве, которое существовало в 2000-е годы, не во всех нормативных актах было упомянуто контролирование деятельности филиалов банка. Тогда США просили и требовали разрешить допуск филиалов зарубежных банков в России, но Москва отказала.
«Небезосновательно думали, что это позволит вести черные и серые операции, будет уход капитала. Сейчас проблема выглядит по-другому, жизнь изменилась», — сказал Кушниренко. По мнению аналитика, в целом вопрос о филиалах зарубежных банках уже вставал в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), задержав вступление государства туда.
Открытие филиалов сейчас не может оказать негативное влияние, отметил Разуваев. Ранее глава ЦБ Виктор Геращенко (занимал пост в 1998 — 2002 годах) выступал за то, чтобы в Россию проникали только «дочки», напомнил аналитик, поскольку тогда могли возникнуть ситуации, когда иностранный банк после открытия филиала мог собрать вклады россиян и быстро закрыться. С 2003 года в России уже работала система страхования вкладов.
По словам Разуваева, с разрешением открытия филиалов также связан феномен исламского банкинга. Эксперимент по организации этого вида финансовых услуг начался 1 сентября 2023 года в четырех регионах — Дагестане, Чечне, Башкирии и Татарстане. Целью применения исламского банкинга, по мнению эксперта, является упрощение трансграничных переводов и получение денег из богатых монархий Ближнего Востока, а также из Азербайджана.
По словам аналитика, исламским банкингом активно пользуется Иран для торговли, в том числе и с Китаем. «В 2016 году, к примеру, лидером исламского банкинга была Великобритания, то есть это сектор глобальных финансов, который живет по своим правилам», — уточнил Разуваев. В исламском банкинге есть индексы, которые рекомендованы людям, которые инвестируют по правилам такого банкинга, а также индекс компаний немусульманских стран, куда можно вкладываться, среди которых есть и российские компании.