С 1 сентября в России установлена минимальная цена на никотиносодержащую продукцию. Сделано это впервые, но — по аналогии с минимальной ценой на алкоголь, которая существует в нашей стране уже 14 лет.
Несмотря на аналогию, при первом же взгляде на правительственный документ бросается в глаза различие между алкогольным и никотиновым регулированием.
Если в первом случае всё предельно ясно: пол-литровая бутылка водки не может быть дешевле такой-то суммы в рублях, то с пачками сигарет и упаковками вейпов — простому потребителю ничего не понятно.
Цитируем документ.
«Минимальная цена 1 грамма продукции с нагреваемым табаком составит 21 рубль на период с 1 сентября по 31 декабря 2024 года, 1 миллилитра жидкости для электронных систем доставки никотина в картридже (капсуле) — 126 рублей, а во флаконах — 71 рубль, 1 миллилитра такой жидкости в одноразовом устройстве — 152 рубля, 1 грамма бестабачных смесей для нагревания — 2 рубля. На прочую никотинсодержащую продукцию — 10 тысяч рублей за единицу потребительской упаковки».
Перевести вышесказанное на понятный язык «Свободная Пресса» попросила руководителя единственного в России агентства (Fedotov Group), которое занимается исследованием процессов на рынке табачных изделий — Евгения Федотова.
«СП»: Евгений Сергеевич, курильщики волнуются: как пересчитать сигарету на тот самый грамм никотина, который убивает лошадь? Сколько в итоге придётся платить за привычку? Помогите, пожалуйста, разгадать этот ребус…
— Потребителей обычных сигарет можно сразу же успокоить. Какая цена на пачке указана — такая и будет.
Но на рынке есть ещё популярная у части общества — никотиносодержашая продукция: это стики с нагреваемым табаком и жидкости, которые не содержат табака, но содержат никотин.
Новшество касается именно этой продукции. Для нас, экспертов, эти нормы по минимальной цене тоже пока являются ребусом. Но ситуацию спасает то, что эта цена будет одинаковой и в опте, и в рознице.
Оптом тоже нельзя продать дешевле. Единые нормы должны, по идее, привести к общему пониманию минимальной цены участниками рынка.
По крайней мере, есть надежда, что этот эксперимент государства увенчается успехом. И я, в числе других экспертов, буду с интересом наблюдать, что получится.
«СП»: А кто определил количество рублей за тот или иной грамм или миллиграмм?
— Было постановление правительства, в которое заложили формулы, а Минсельхоз на их основании провёл расчеты и своим письмом утвердил, какой должна быть минимальная цена в пересчёте на единицу массы той или иной продукции.
«СП»: А на что идут деньги, которые производители табачных и никотиносодержащих изделий платят за акцизы?
— Деньги от акцизов — это обезличенные суммы, и они не собираются под какие-то программы. Это — просто доходы федерального бюджета. При этом, в отличие от многих других доходов, они не перераспределяются в региональный бюджет. Хотя уже давно существует полемика, что для улучшения контроля — логично было бы часть доходов по табачным акцизам передавать на уровень регионов, чтобы они тщательнее контролировали процесс.
К примеру, часть акцизов с алкогольной продукции уходит на региональный уровень. Это приводит к тому, что региональные власти заинтересованы в борьбе с контрафактным алкоголем и суррогатом.
«СП»: Есть предложения — направлять деньги от курения целевым образом на здравоохранение и физкультуру — как альтернативу курению.
— Да, и новый министр спорта об этом говорит. Но я выступаю как эксперт по рынку, и не влияю на политические решения.
И глядя из своей ниши, хотел бы сказать о другом. Вся пирамида акцизов в России нарушена. В большинстве стран мира самые высокие акцизы — на сигареты, как на самый вредный продукт, согласно всем исследованиям.
У нас, наоборот, — плата за сигареты — самая низкая. Акциз на сигары — в сто раз выше.
Акциз на сигареты недавно вырос на 8%, а на ЭСДН (электронные средства доставки никотина) — на 110%.
«СП»: Говорят, что жидкости для нагрева — вреднее…
— То, что люди отказываютя от вредных сигарет в пользу такого табака — не так уж плохо. Но теперь это дорого. И его подорожание привело к росту потребления обычных сигарет, которое фиксируется в России впервые за 30 лет.
«СП»: Приводит ли подорожание курева к уходу курильщиков на чёрный рынок?
— Об этом лучше спросить у правоохранительных органов, а не у экспертов в области легального рынка. Однако есть экономические законы, которые, независимо от характера товара, говорят: при повышении цены на 30% (и выше) — более 60% потребителей уходят (или пытаются уйти) в нелегальный рынок.
А все виды электронных сигарет за последнее время подорожали, в среднем, на 400%, — констатирует эксперт.
О масштабах чёрного рынка вейпов «Свободной Прессе» рассказал член правления Союза предпринимателей индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ), руководитель GR-направления Владимир Мишеловин:
— Сегодня в России насчитывается около 5 миллионов совершеннолетних потребителей никотинсодержащей продукции. Дуалистов — то есть тех, кто потребляют и вейпы, и традиционные сигареты — в стране около 12 миллионов. При этом в год в РФ продается порядка 180 миллионов электронных устройств доставки никотина.
По данным исследования, проведенного Национальным научным центром компетенции, 68% рынка вейпов в стране находится в серой зоне.
Благодаря комплексу государственных мер в области лицензирования импорта и производства в 2022—2023 годах, серая зона сузилась на 11%, но всё равно черный рынок у нас пока больше белого.